Дело №2-3724/2021
Заочное решение
Именем Российской Федерации
02 ноября 2021 года г. Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего Ореховой А.В., при секретаре Бочкиной Е.А., с участием представителя истца Рыбаковой Н.И., председателя правления СНТ «Машиностроитель» Н.Н. Виниченко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Садовому некоммерческому товариществу «Машиностроитель» об организации накопления, вывоза и сбора отходов,
установил:
прокурор Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Садовому некоммерческому товариществу «Машиностроитель» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства путем оборудования контейнерной площадки, отвечающей установленным требованиям, установления контейнеров. заключение договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечение регулярного вывоза отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что членами Товарищества на территории Заводского района г.Саратова осуществляется ведение садоводства и огородничества, однако в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды на территории Товарищества отсутствуют площадки для установки контейнеров, заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес Регионального оператора не поступала. Ввиду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора регулярный вывоз отходов с территории Товарищества не обеспечен. В результате неисполнения ответчиком требований природоохранного законодательства, непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов, а также в отсутствие оборудованной контейнерной площадки и соответствующих контейнеров создает угрозу экологической безопасности и нарушения прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.
Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, заместитель прокурора вынужден обратиться в суд с указанным иском и просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства путем оборудования контейнерной площадки, отвечающей установленным требованиям, установления контейнеров, заключения договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечения регулярного вывоза отходов.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании указала, что СНТ предпринимаются меры к устранению нарушений норм действующего законодательства, однако на территории СНТ отсутствует возможность разместить площадки для сбора мусора.
На основании ст.ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4 Правил).
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области является АО «Управление отходами».
На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к имуществу общего пользования относятся, в том числе, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности).
К целям деятельности Товарищества на основании ст. 7 указанного Закона относится создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона членские взносы могут быть использованы на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Согласно п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Как следует из материалов дела, на территории Заводского района г.Саратова членами СНТ «Машиностроитель» об организации накопления, вывоза и сбора отходов Заводского района г.Саратова осуществляется ведение садоводства и огородничества.
Вместе с тем в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды на территории Товарищества отсутствуют площадки для установки контейнеров, заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес Регионального оператора не поступала, соответствующий договор не заключен.
Для определения возможности вариантов устранения нарушения требований законодательства 26.06.2021 судом была назначена судебная экспертиза.
Согласно выводам эксперта ООО «Приоритет-оценка», организация контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов с последующей установкой контейнеров для накопления ТКО в СНТ "Машиностроитель" в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в границах земельного участка, предоставленного СНТ "Машиностроитель" (площадка для контейнеров твердых коммунальных отходов должна быть расчетной площадью 35,62 кв.м., но не менее 10 кв.м., размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков) не возможна. Исходя из нормативных требований (см. описание выше и в исследовательской части), сложившейся застройки территории СНТ «Машиностроитель», расположения земельных участков, экспертами разработан вариант устройства двух контейнерных площадок с последующей установкой контейнеров для накопления ТКО, площадью 17,81 кв.м, каждый (площадь контейнерных площадок, согласно расчету, см. исследовательскую часть). Устройство указанных контейнерных площадок возможно исключительно на несформированной земле (муниципальная собственность), установка контейнерных площадок иным образом исходя из требований нормативных документов невозможна.
Первая контейнерная площадка предлагается к устройству на пересечении ул. Малая Лесопарковая и 6-й Машиностроительный проезд г. Саратова в районе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020114:196, в следующих координатах: Х= 496779.66 Y= 2289413.05; Х= 496780.70 Y= 2289407.14; Х= 496783.65 Y= 2289407.71; Х= 496782.62 У= 2289413.50. (демонстрационный план 1)
Вторая контейнерная площадка предлагается к устройству на пересечении ул. Малая Лесопарковая г. Саратова и 3-й Машиностроительный проезд г. Саратова в районе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020114:230, в следующих координатах: Х= 496544.30 Y= 2289365.08; Х= 496550.30 Y= 2289365.10; Х= 496550.24 Y= 2289368.10; Х= 496544.36 Y= 2289368.08. (демонстрационный план 2).
Контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, контейнеры для накопления ТКО должны быть обустроены с последующим надлежащим обслуживанием в соответствии с требованиями нормативных документов, в том числе п. 5.10 СП 53.13330.2019 (площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие), п. II, п.п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 (контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки) п. 11. п.п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 (на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО).
Расчет объема / массы твердых коммунальных отходов для целей расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществить в соответствии с правилами коммерческого учета объема / массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно требованиям нормативных документов, в том числе статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика возможности организовать контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, а также об отсутствии возможности на заключение договора на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что выявленные обстоятельства создают угрозу нарушения прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, нарушают требования законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем полагает подлежащими удовлетворению требования заместителя прокурора Заводского района г.Саратова.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
обязать садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Машиностроитель» Заводского района г.Саратова в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать накопление, сбор и вывоз отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями законодательства путем оборудования контейнерной площадки, отвечающей установленным требованиям, установления контейнеров, заключения договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечения регулярного вывоза отходов.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения
Судья А.В. Орехова