№а-92/2024
73RS0002-01-2023-007096-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 18 января 2024 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Круглове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация города Ульяновска обратилась в Засвияжский районный суд г.Ульяновска с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обосновании требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области было вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Административный истец полагает, что постановление, устанавливая ответственность в виде взыскания исполнительского сбора, нарушает имущественные права администрации города Ульяновска. Имелись объективные причины, препятствующие исполнению административным истцом исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку сохраняется сложная ситуация вследствие дефицита средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Бюджет муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 г. будет утвержден в декабре 2023 г. Просит суд освободить от взыскиваемого исполнительного сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура.
Административный истец в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени судебного разбирательства.
Административный ответчик – судебный пристав–исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила возражения, в которых полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещалось, представило письменные возражения на иск.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании решения Засвияжского районного суда <адрес>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Муниципального образования «город Ульяновск» по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ул. 154-й Стрелковой дивизии д. 6, ул. 154-й Стрелковой дивизии, д. 18, ул. Ефремова, д. 103 твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П.
Должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - в течении 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Также должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов исполнительного производства следует, что требования исполнительного документа в добровольный срок должником не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлен новый срок исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем вынесены постановления о назначении нового срока исполнения.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" по общему правилу срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При этом частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Административный истец просит суд освободить от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000 руб. в полном объеме, указывая на то, что виновных действий в неисполнении требований исполнительного документа административным истцом допущено не было, в качестве причины неисполнения судебного акта в установленный срок указывает на то, что имеется дефицит бюджета, поскольку денежные средства находящиеся в распоряжении администрации носят целевой характер и используются в соответствии с утвержденным бюджетом, бюджет на 2023 г. формировался в 2022 г., бюджет на 2024 г. будет утвержден в декабре 2023 г.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Административным истцом в материалы дела предоставлен проект муниципального контракта №, заключенный между администрацией города Ульяновска (заказчик) и ИП ФИО4 (подрядчик) на выполнение работ по ремонту контейнерных площадок в жилых районах <адрес> в объеме, установленном в локальном сметном расчете (Приложение № к Контракту). Согласно Приложению № к Контракту в адресном перечне контейнерных площадок указан адрес: <адрес>.
Административным истцом в материалы дела предоставлен проект муниципального контракта №, заключенный между администрацией <адрес> (заказчик) и ООО «АСПИД» (подрядчик) на выполнение работ по ремонту контейнерных площадок в жилых районах <адрес> в объеме, установленном в локальном сметном расчете (Приложение № к Контракту). Согласно Приложению № к Контракту в адресном перечне контейнерных площадок указаны адреса: <адрес>.
Принимая во внимание, что решение суда состоялось в 2023 г., после утверждения бюджета на 2023 г., денежные средства на исполнение муниципальных контрактов по выполнению ремонтных работ в отношении указанных выше контейнерных площадок в 2023 г. выделены не были.
Администрация <адрес> ранее обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, указывая на то, что виновных действий должника в неисполнении решения суда до утверждения бюджета муниципального образования «<адрес>» на 2024 года не имеется.
Определением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ администрации города Ульяновска предоставлена отсрочка исполнения решения Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предоставляя отсрочку исполнения решения суда суд также установил, что виновных действий должника в неисполнении решения суда до утверждения бюджета муниципального образования «<адрес>» на 2024 года не имеется.
Учитывая, что административный истец не располагал финансами, достаточными для исполнения решения суда в установленный срок, предпринимал меры по исполнению требований исполнительного документа, также судом была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по спорному исполнительному производству административным истцом не допущено.
Суд приходит к выводу, что администрация города Ульяновска не уклонялась от исполнения требований исполнительного документа, поскольку контрактная система закупок и ограниченность финансирования означают наличие объективной причины в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
В рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, исполнение решения суда возможно на основании заключенных муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, на момент вынесения решения суда действует отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.02.2024 г., суд приходит к выводу о том, что неисполнение решения суда не вызвано виновным противоправным поведением должника, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования администрации города Ульяновска об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Анципович
Дата изготовления мотивированного решения – 30.01.2024 г.