ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Самара 28.11.2018 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Теренин А.В.,
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, инженера управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» - Лободы Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-362/18 в отношении должностного лица - инженера управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лободы Татьяны Валерьевны, привлекаемой к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Из определения о возбуждении дела об административном правонарушении от дата следует, что главным специалистом отдела учета источников негативного воздействия контроля платы управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Л.Е.К. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» (далее по тексту ГАУ СО «ОЦСМ»), которое осуществило выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с дата по дата в отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по адресам фактического осуществления деятельности: адрес), адрес).
В ходе проверки установлено, что фактическим видом деятельности предприятия ГАУ СО «ОЦСМ» является деятельность в области спорта. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФНС России, юридическое лицо не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Должностным лицом – инженером управления ресурсного обеспечения ГАУ СО «ОЦСМ» Лободой Т.В. совершено нарушение требований ст. 14 Федерального Закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», совершенное в период с дата по дата, выявленное дата, выразившееся в том, что ГАУ СО «ОЦСМ» в период с дата по дата осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствии специального разрешения.
В адрес Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара поступило письмо из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, содержащее информацию о нарушении ГАУ СО «ОЦСМ» требований действующего природоохранного законодательства, выразившегося в выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с дата по дата в отсутствии специального разрешения.
Установлено, что факт оказания ГАУ СО «ОЦСМ» негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками по адресам фактического осуществления деятельности: адрес, адрес подтверждается следующим.
Основные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух происходят: при работе станка для заточки коньков; при работе водогрейных котлов, работающих на природном газе. Данные действия сопровождаются выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Количество и состав выбросов от данных процессов определены в «методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» и в соответствии с «Перечнем методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий», которые включены в перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная ***». При эксплуатации котельной, станка происходят выбросы в атмосферу следующих загрязняющих веществ: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, железа оксид, пыль абразивная и т.д. Суммарное количество выбросов загрязняющих веществ составляет – 3,942968 т/год.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтверждается протоколами лабораторных исследований №... от дата и №... от дата, отборов проб промышленных выбросов на источниках произведены дата и дата, по адресам фактического нахождения ГАУ СО «ОЦСМ»: адрес адрес испытательной лабораторией ООО ***».
Согласно разрешения №... от дата Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ГАУ СО «ОЦСМ» разрешено в период с дата по дата осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на промплощадках, в том числе: адрес).
Очередное разрешение на указанные площадки получено ГАУ СО «ОЦСМ» дата за №..., согласно которому разрешено осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух названными стационарными источниками в период с дата по дата.
Приказом от дата №... ответственным за экологическую безопасность и охрану окружающей среды назначена инженер управления ресурсного обеспечения ГАУ СО «ОЦСМ» Лобода Т.В..
Таким образом, должностным лицом - инженером управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лободой Т.В. в период с дата по дата, выявленное дата допущен выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутсвии специального разрешения ГАУ СО «ОЦСМ» а именно, допущено нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере экологии, а именно: ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в части отсутствия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тем самым совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, инженер управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лобода Т.В., не отрицала факт правонарушения, представила суду письменные объяснения, в которых указала, что ею как должностным лицом, ответственным за продление разрешения поданы документы с незначительным опозданием в 10 дней, никаких вредных последствий при этом не наступило, ранее она к административной ответственности не привлекалась, в связи с чем, просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, указывая на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебное заседании представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Суд, выслушав должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные суду материалы, приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В порядке ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» и ст. 31 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха устанавливается административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 года № 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который обязателен к применению как органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности, при установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом - инженером управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лобода Т.В. допущено нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере экологии, а именно: ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в части отсутствия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тем самым совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущен выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствии соответствующего разрешения
ГАУ СО «ОЦСМ» в период с дата по дата осуществляло выброс в атмосферу загрязняющих веществ в отсутствие специального разрешения, тогда как, в процессе работе станка для заточки коньков и при работе водогрейных котлов, работающих на природном газе, в атмосферный воздух происходил выброс: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирена, железа оксид, пыли абразивной.
Вина ГАУ СО «ОЦСМ» в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом №... от дата об административном правонарушении, который составлен уполномоченный должностным лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата; протоколами лабораторных исследований №... от дата и №... от дата; разрешениями №... от дата и №... от дата.
Таким образом, оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица - инженера управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лободы Т.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, а именно, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Довод Лободы Т.В. о том, что выявленное правонарушение следует признать малозначительным, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывает, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае допущенное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, в связи с этим правонарушение применительно к конкретным обстоятельствам его совершения, с учетом характера и степени его общественной опасности не может быть признано малозначительным.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, общественную опасность, имущественное и финансовое положение должностного лица - инженера управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лободы Т.В., отсутствие по делу обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить должностному лицу - инженеру управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лободе Т.В. административное наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - инженера управления ресурсного обеспечения Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» Лободу Т.В., дата года рождения, зарегистрированную по адресу: адрес, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет № 40101810200000010001, Банк получатель: Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (отделение Самара), ОКТМО 36701000, ИНН 6315800805, БИК 043601001, КПП 631501001, получатель Управление Федерального казначейства по Самарской области (Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области), КБК 806 116 2505001 0000 140, наименование платежа: код УИН-0 административный штраф.
Документ, подтверждающий оплату штрафа необходимо представить в Октябрьский районный суд г. Самары по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д.125А, каб.110.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) А.В. Теренин