Дело № 2-2469/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Ковров 26 сентября 2018 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Чиковой Н.В., при секретаре Земцовой Т.С.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Сусловой Д.А.,
представителя ответчика СПК (колхоз) «Ковровский» Орлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Ковровский» о возложении обязанности привести проект освоения лесов в соответствие требованиями действующего законодательства,
у с т а н о в и л:
Владимирский природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Ковровский» (далее СПК (колхоз) «Ковровский») о возложении обязанности в срок до 01.01.2019г. внести в проект освоения лесов сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах арендованного лесного участка, изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой установлено, что СПК (колхоз) «Ковровский» на основании договора аренды <№> от <дата> арендует лесной участок, расположенный в границах ГКУ ВО «Ковровское лесничество» - Великовское участковое лесничество (урочище Ковровское – 1), кварталы <данные изъяты>; Клязьмо-Городецкое участковое лесничество (урочище – Ковровское 2), кварталы <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ. Согласно п.3 раздела 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> <№> определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Однако, требования законодательства при подготовке проекта освоения лесов арендуемого участка, его дальнейшей корректировки, а также исполнении соблюдались не в полной мере должностными лицами СПК (колхоз) «Ковровский».
Так, в нарушение законодательства в проекте освоения лесов в разделах 5.1, 5.3 и 5.4. отсутствуют конкретные данные о выделах, кварталах, наименованиях участковых лесничеств, в которых соблюдаются и будут соблюдаться предусмотренные действующим законодательством ограничения. Кроме того, в разделе 5.4 проекта имеются лишь общие положения о понятии охраны животного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов не заполнена, тематическая лесная карта не приведена, хотя, по информации, предоставленной ГУ «Дирекция ООПТ», на арендуемом лесном участке отмечен такой вид животного мира, занесенный в Красную книгу <адрес>, как Золотистая щурка.
Отсутствие в проекте освоения лесов конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 52 Конституции РФ, свидетельствуют о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Суслова Д.А. исковые требования Владимирского природоохранного прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика СПК (колхоз) «Ковровский» Орлов А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает.
Суд, с учетом мнения помощника Ковровского городского прокурора, представителя ответчика полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав помощника Ковровского городского прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, помимо прочего, на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ установлено, что при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ст. 4 указанного Федерального закона животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Ст. 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При использовании лесов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и, иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом.
Из ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса.
Пунктом 3 раздела 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> <№> «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ) определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объем использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводи лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 28 Приказа установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Пунктом 4 Приказа установлено, что общая часть проекта освоения лесов должна содержать, в том числе, общие сведения и сведения о лесном участке.
Согласно пункту 6 Приказа в разделе «Сведения о лесном участке» должны быть приведены в обязательном порядке сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение N 6);
Пунктом 10 Приказа определено, что в разделе «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» должны содержаться такие данные, как: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения СПК (колхоз) «Ковровский» требований законодательства, регламентирующего осуществление лесных правоотношений, в ходе которой в деятельности кооператива выявлены нарушения в данной сфере.
Судом установлено, что согласно договора аренды <№> от <дата> в аренде у СПК (колхоз) «Ковровский» находится лесной участок, расположенный в границах ГКУ ВО «Ковровское лесничество» - Великовское участковое лесничество (урочище Ковровское – 1), кварталы <данные изъяты>; Клязьмо-Городецкое участковое лесничество (урочище – Ковровское 2), кварталы <данные изъяты>.
В соответствии с требованиями лесного законодательства СПК (колхоз) «Ковровский» составил проект освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда Великовского участкового лесничества (урочище Ковровское-1) и Клязьмо-Городецкого участкового лесничества (урочище Ковровское-2) (л.д. 22-28).
Вместе с тем, при подготовке проекта освоения лесов арендуемого участка, его дальнейшей корректировки, а также исполнении должностными лицами СПК (колхоз) «Ковровский» не в полной мере соблюдались требования законодательства.
В п. 5.2. проекта освоения лесов приведены общие данные об ограничениях использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос, определении их ширины и значимости.
В нарушение законодательства в проекте освоения лесов в разделах 5.1, 5.3 и 5.4. (л.д. 22-28) отсутствуют конкретные данные о выделах, кварталах, наименованиях участковых лесничеств, в которых соблюдаются и будут соблюдаться предусмотренные действующим законодательством ограничения.
Кроме того, в разделе 5.4 проекта имеются лишь общие положения о понятии охраны животного мира, в разделе 5.5 ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов не заполнена, тематическая лесная карта не приведена, Вместе с тем, по информации, предоставленной ГУ «Дирекция ООПТ» (л.д. 13-15), на арендуемом лесном участке отмечен такой вид животного мира, занесенный в Красную книгу <адрес>, как Золотистая щурка.
Отсутствие в проекте освоения лесов конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 52 Конституции РФ, свидетельствуют о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды.
Согласно письма № <дата> от 23.07.2018г. СПК (колхоз) «Ковровский» адресованного природоохранному прокурору, СПК (колхоз) «Ковровский» проводятся мероприятия по внесению изменений в проект освоения лесов, касающиеся охраны водных объектов и объектов животного мира, нахождения на арендованном участке лесного фонда краснокнижных животных и растений. Организации, ведущей подготовку к разработке проекта, направлены соответствующие технические задания, касающееся внесения изменений в проект основания лесов. В настоящее время корректировка в проект не включена по причине отсутствия денежных средств у предприятия из-за проведения сезонных полевых работ. В сентябре-октябре 2018 года данные мероприятия будут осуществлены в полном объеме (л.д. 34). Как установлено в ходе судебного разбирательства и не отрицалось представителем ответчика до настоящего времени указанные мероприятия не осуществлены.
В судебном заседании представитель ответчика СПК (колхоз) «Ковровский» Орлов А.В. с иском согласился, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Суд полагает возможным принять от ответчика признание иска, поскольку в соответствии со ст.39 ГПК РФ это является его правом, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, поскольку на сегодняшний день представление прокурора в добровольном порядке не исполнено, нарушения лесного законодательства не устранены, суд приходит к выводу, что заявленные Владимирским природоохранным прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует возложить на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Ковровский» в срок до <дата> внести в проект освоения лесов сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах арендованного лесного участка, изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) «Ковровский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Чикова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.