РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием представителей сторон Чуманевич Н.А. и Маркиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3109/2020 по иску Свирского С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Свирский С.Н. обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы с тяжелыми условиями труда. Возражая против такого подхода в оценке своих пенсионных прав, истец просит признать отдельные периоды работы в <данные изъяты> (ранее – <данные изъяты>) в 1992 году связанными с работами на лесозаготовках, а в 1995-2003гг. – связанным с тяжелыми условиями труда, в связи с чем обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) включить эти периоды в соответствующий стаж и назначить пенсию.
В судебном заседании представитель Свирского С.Н. его требования поддержала, представитель ответчика заявила о несогласии с иском, полагая решение пенсионного органа законным.
Заслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные материалы, суд считает, что заявление истца подлежит частичному удовлетворению.
В связи с суждением о наличии оснований к досрочному назначению страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Свирский С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал истцу в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия у него требуемого стажа. При этом ответчик исходил из позиции наличия у Свирского С.Н. учитываемого для назначения пенсии стажа работы с тяжелыми условиями труда с учетом стажа работы на лесозаготовках лишь 5 лет 3 месяца 17 дней при требуемом – 12 лет 06 месяцев. В подсчет специального стажа, в частности, по различным основаниям не включены отдельные периоды работы истца на временных отрезках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (зачтены 5 месяцев 18 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец работал в <данные изъяты> (ранее <данные изъяты>). Подход пенсионного органа сводится к тому, что зачет обозначенных периодов в спорный стаж работы, дающей право на досрочные пенсионные выплаты, действующим законодательством не предусмотрен. Но это объективно нарушает права истца и поэтому не может быть признано обоснованным.
В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. А исходя из п. 3 распространяющихся на спорное правоотношение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, допустимо суммирование периодов работы путем прибавления к периодам работ с тяжелыми условиями труда периодов работ в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования) и периодов работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537, при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, – в частности, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, и Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273. Причем, Разъяснениями, утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, определялось, что, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных соответствующими Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Свирский С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты>. При этом заключением проведенной по делу Управлением труда и занятости Республики Карелия судебной экспертизы выявлено соответствие условий и характера труда истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требованиям Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273, по видам работ «обрубщик сучьев», «откопщик», «устройство площадки», «чокеровщик», а касательно периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщиком – требованиям Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, по коду позиции 23200000-19756. Вместе с тем достаточная полнодневная занятость на таких работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, первичными документальными учетами работодателя подтверждена лишь на 7 месяцев 23 дня (233 календарных дня) в течение 1992 года и на 6 лет 1 месяц 12 дней (2.202 календарных дня) в течение 1995-2003гг., то есть правовых оснований к испрошенному зачету большего временного периода по делу не имеется.
Анализируя совокупность представленных по делу доказательств, включая названное экспертное заключение, по правилам гл. 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что работа Свирского С.Н. в 1992-2003гг. была связана с работами на лесозаготовках и с тяжелыми условиями труда, подлежала соответствующему учету пенсионным органом, а имея в виду и иной стаж работы истца в достаточной степени с учетом п. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» свидетельствовала о наличии у него с достижением 50-летнего возраста права на пенсию.
Таким образом, ответчика надлежит обязать учесть Свирскому С.Н. для целей назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с тяжелыми условиями труда (с учетом работы на лесозаготовках) общей (применительно ко всем периодам работы истца на временном интервале с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) продолжительностью 16 лет 4 месяца 12 дней (с учетом 25,4 рабочих дня в месяце, исчисленных в среднем за год при шестидневной рабочей неделе) и назначить такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Причем, для непосредственного исчисления указанного специального стажа в целях обеспечения исполнимости судебного решения обозначенные 16 лет 4 месяца 12 дней, включающие в себя и учтенный решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № спорный вид стажа (5 лет 3 месяца 17 дней), отождествляются (исключительно для правоподтверждающего расчета) в том числе с периодами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, эти 16 лет 4 месяца 12 дней подлежат учету не дополнительно к принятым во внимание ответчиком в досудебном порядке названным 5 годам 3 месяцам 17 дням, а взамен этого срока.
В порядке ст.ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации на ответчика относятся расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Свирского С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Свирскому С.Н. для целей назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с тяжелыми условиями труда (с учетом работы на лесозаготовках) общей продолжительностью 16 лет 4 месяца 12 дней (с учетом 25,4 рабочих дня в месяце, исчисленных в среднем за год при шестидневной рабочей неделе), исчисляя их в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ему эту пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Свирского С.Н. 300 руб. в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов