Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 19 января 2016 года
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Фоминой И.А.
при секретаре Логуновой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-319/2016 по исковому заявлению Атановой М. С. к департаменту управления делами <адрес> и <адрес>, Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о признании незаконным и отмене решения комиссии, возложении обязанности направить решение комиссии, выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
Атанова М.С. обратилась в суд с иском к департаменту управления делами <адрес> и <адрес>, Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о признании незаконным и отмене решения комиссии, возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты, указав, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О предоставлении гражданским служащим <адрес> социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения» Комиссией по жилищным вопросам при <адрес> было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении истцу социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 728 624,00 рубля.
В нарушение статей 5 и 6 Закона, административного регламента департамента управления делами <адрес> и <адрес> по предоставлению государственной услуги «Постановка лиц, замещающих государственные должности <адрес>, и гражданских служащих <адрес> на учет нуждающихся в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и расчет размера социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», утвержденного приказом департамента управления делами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №п, департаментом управления делами <адрес> и <адрес> и до настоящего дня уведомление о предоставлении социальной выплаты истцу не направлено, решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> фондом жилья и ипотеки не исполнено - не выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 728 624,00 рубля. Без соблюдения вышеуказанной процедуры ДД.ММ.ГГГГ Комиссией было вынесено новое решение, диаметрально противоположное ранее принятому, а именно: отменено решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в части предоставления социальной выплаты в размере 728 624,00 рубля.
По мнению истца, Комиссия не наделена правом отменять решение. Отмена принятого решения возможна Департаментом лишь в силу 5.11. административного регламента, по результатам рассмотрения жалобы заявителя. Более того, основания для отмены решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют. С решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которое принято незаконно и нарушает право истца и ее несовершеннолетних детей на предоставление социальной выплаты в вышеуказанном размере, а также препятствует улучшению их жилищных условий, истец не согласна по следующим основаниям.
На учете нуждающихся в получении социальной выплаты истец состоит уже более семи лет. Документы, в соответствии с требованиями Закона, сдавала неоднократно, в том числе выписки из ЕГРП, свидетельствующие об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество у нее и членов ее семьи (несовершеннолетних детей - Атанова Д.Е. и Атанова П.Е.), которые в полной мере подтверждают наличие оснований для предоставления социальной выплаты в размере 728 624,00 рубля. Выписки из ЕГРП подтверждают отсутствие зарегистрированных прав у истца и ее несовершеннолетних детей на момент вынесения Комиссией решений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в письме Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве основания для отмены решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано решение суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно резолютивной части которого за истцом признано право собственности на 1/2 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. На настоящий момент квартира принадлежит на праве собственности Атанову Е.В. (бывшему супругу истца), о чем имеется соответствующая запись в Едином государственном реестре прав.
Истец считает, что согласно ст.ст. 8, 8.1 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацу 2 пункта 1 статьи 2, п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» без регистрации права в установленном законом порядке, которая осуществляется в заявительном порядке, невозможно возникновение права на объект недвижимости. Перехода права собственности на квартиру от Атанова Е.В. и право собственности на ? долю в праве на квартиру за Атановой М.С. не было зарегистрировано, каких-либо действий, направленных на регистрацию права, истец не осуществляла, решение суда не является достаточным основанием для возникновения права собственности на объект недвижимого имущества без проведения государственной регистрации, своим правом на регистрацию объекта недвижимости истец может не воспользоваться, Атановы могут окончить исполнительное производство по разделу квартиру мировым соглашением, в квартиру истца с детьми не допускают.
Таким образом, по мнению истца, учитывая, что право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает лишь с момента такой регистрации право собственности на 1/2 долю в праве на квартиру у истца на момент вынесения Комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало. Следовательно, судебный акт не мог быть основанием для принятия Комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ, у Комиссии не было законных оснований для отмены решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 131-133, 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просила суд решение комиссии по жилищным вопросам при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить; обязать департамент управления делами <адрес> и <адрес> направить решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и соответствующие документы М.С.Атановой с приложением персональных расчетов по М.С.Атановой в <адрес> фонд жилья и ипотеки; обязать <адрес> фонд жилья и ипотеки выдать М.С.Атановой свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> рубля.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по выше изложенным основаниям.
<адрес> фонда жилья и ипотеки по доверенности Машутина Н.Н., департамента управления делами <адрес> и <адрес> по доверенности Фарзалиева Л.Е. иск не признали по основаниям, указанным в отзыве и возражениях.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что иск Атановой М.С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на пробретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.4).
Согласно части 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 63 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (вместе с "Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"), единовременная субсидия на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, социально-бытовое обслуживание которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации, предоставляется в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, Управлением делами Президента Российской Федерации.
В пункте 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения указано, что единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров;
в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
е) проживает в общежитии;
ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Согласно пункту 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся:
а) обмен жилыми помещениями;
б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г) выделение доли собственниками жилых помещений;
д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Как следует из пункта 17 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.
Копия правового акта о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или снятии с учета по основаниям, указанным в пункте 19 настоящих Правил, направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в недельный срок с даты его принятия. Выписка из правового акта в указанный срок направляется или выдается гражданскому служащему, в отношении которого принято соответствующее решение.
Отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.
В силу ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 30-ГД (далее – ЗСО №-ГД) "О предоставлении гражданским служащим <адрес> социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения" нуждающимися в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с настоящим Законом признаются гражданские служащие, проживающие (пребывающие) в <адрес> и:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения одного члена семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения, которая в целях реализации настоящего Закона составляет 15 квадратных метров на одного члена семьи.
При наличии у заявителя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений;
3) проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, независимо от размера общей площади занимаемого жилого помещения;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Решение о постановке на учет нуждающихся в получении социальной выплаты принимается в отношении гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы <адрес> в органах исполнительной власти <адрес>, государственных органах <адрес>, - комиссией по жилищным вопросам при <адрес> (п.5 ст.2 ЗСО №-ГД).
Из материалов дела следует, что Атанова М.С. работала в министерстве имущественных отношений <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-к) в должности консультанта.
ДД.ММ.ГГГГ Атанова М.С. обратилась в Комиссию по жилищным вопросам при <адрес> с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (на погашение части ипотечного жилищного кредита (целевого займа на приобретение (строительство) жилья.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией при <адрес> принято решение от № о предоставлении Атановой М.С. социальной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений в размере 728 624,00 рубля.
Решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении социальных выплат было передано Департаментом в <адрес> Фонд жилья и ипотеки, деятельность которого регламентируется ЗСО №-ГД, для выдачи соответствующих свидетельств заявителям, в том числе Атановой М.С.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) бывший супруг истца Атановой М.С. - Атанов Е.В. обратился в Департамент с заявлением, в котором указал, что решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о разделе совместно нажитого имущества вступило в законную силу. Таким образом, госслужащий Атанова М.С. не является нуждающейся в социальной выплате на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку является собственником ? доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>99.
Судом установлено, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск Атановой М.С. к Атанову Е.В. о признании права общей долевой собственности на жилое помещение, разделе совместно нажитого имущества, за Атановой М.С. признано право собственности на ? долю в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В связи с проводимой по заявлению Атанова Е.В. проверкой Департаментом исполнение решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлено до очередного заседания.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес Фонда была направлена информация о приостановлении решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого в отношении Атановой М.С., с целью выяснения вновь открывшихся обстоятельств.
Таким образом, действия Фонда, выразившиеся в невыдаче свидетельства о предоставлении Атановой М.С. социальной выплаты в размере <данные изъяты> рубля являются правомерными, а доводы истца, о неисполнении Фондом обязанности по выдаче свидетельства, являются необоснованными.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес Атановой М.С. было направлено уведомление (исх. №) о том, что решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ей согласована социальная выплата на улучшение жилищных условий в размере 728 624,00 рубля, но в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, исполнение решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлено до очередного заседания. Указанное уведомление направлено в адрес Атановой М.С. заказным письмом с простым уведомлением, что подтверждается почтовой квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, Департаментом исполнена обязанность в части надлежащего уведомления Атановой М.С. о предоставлении ей социальной выплаты, в связи с чем, суд считает, что доводы Атановой М.С. о нарушении Департаментом требований ЗСО №-ГД и Административного регламента в этой части являются необоснованными.
На заседании Комиссии ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен вопрос об обоснованности предоставления Атановой М.С. в соответствии с решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 728 624,00 рубля, в связи с вновь возникшими обстоятельствами.
По результатам рассмотрения документов, имеющихся в учетном деле Атановой М.С., в том числе с учетом вступившего в законную силу Октябрьского районного суда <адрес> о признании за истцом права собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 77 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, Комиссией принято решение:
отменить решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в части предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Атановой М.С. в размере <данные изъяты> рублей,
произвести расчет (перерасчет) социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Атановой М.С. с учетом общей площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности заявителя и членов его семьи и исходя из площади, недостающей по норме предоставления площади жилого помещения для всех членов семьи.
Для осуществления расчета (перерасчета) социальной выплаты направить Атановой М.С. запрос о предоставлении пакета документов в соответствии с частью 5 статьи <адрес> №-ГД.
Проверяя довод Атановой М.С. об отсутствии у Комиссии при <адрес> полномочий на отмену решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 63 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (вместе с "Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения") Комиссия выполняет следующие функции:
а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты;
б) направляет в случае необходимости запрос в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для получения справки о предоставлении гражданскому служащему единовременной выплаты по прежним местам прохождения гражданской службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у гражданского служащего условий для постановки его на учет для получения единовременной выплаты;
в) принимает решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета;
г) ведет книгу учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты;
д) на основании представления непосредственного руководителя гражданского служащего вносит руководителю федерального государственного органа предложение об увеличении размера единовременной выплаты гражданскому служащему (персонально) за безупречную и эффективную гражданскую службу.
Полномочия Комиссии при <адрес> регламентируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О предоставлении гражданским служащим <адрес> социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения» и Положением о комиссии, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О комиссии по жилищным вопросам при <адрес>" (вместе с "Положением о комиссии по жилищным вопросам при <адрес>").
В соответствии с пунктом 1.4. Положения о комиссии по жилищным вопросам при <адрес> организационно-техническое, информационное и документационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент.
Положением о комиссии по жилищным вопросам при <адрес> предусмотрено, что Комиссия
рассматривает заявления гражданских служащих <адрес> и работников <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты с прилагаемыми к ним документами;
принимает решения о постановке гражданских служащих <адрес> и работников <адрес> на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты;
принимает решения о снятии гражданских служащих <адрес> и работников <адрес> с учета в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты;
рассматривает вопросы переоформления учетных дел гражданских служащих <адрес> и работников <адрес>, стоящих в очереди на получение социальной выплаты;
утверждает списки очередников из гражданских служащих <адрес> и работников <адрес>, обратившихся за предоставлением социальной выплаты;
производит расчет (перерасчет) размера социальной выплаты для каждого гражданского служащего <адрес> и работника <адрес> в соответствии с действующим законодательством;
принимает решения о предоставлении социальной выплаты, размере социальной выплаты в отношении каждого гражданского служащего <адрес> и работника <адрес>, стоящих на учете в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты;
выполняет иные функции, входящие в компетенцию комиссии, в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, Комиссия имеет право давать поручения уполномоченному органу об уточнении предоставленных заявителем сведений (информации);
осуществлять выезды по месту жительства заявителя;
принимать иные решения, входящие в компетенцию комиссии, в соответствии с действующим законодательством.
Приказом департамента управления делами <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 176п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Административный регламент департамента управления делами <адрес> и <адрес> по предоставлению государственной услуги "Постановка лиц, замещающих государственные должности <адрес>, и гражданских служащих <адрес> на учет нуждающихся в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и расчет размера социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения".
В соответствии с пунктом 3.87 Административного регламента при возникновении спорной ситуации в отношении заявителя по вопросу расчета размера социальной выплаты, недостаточности информации для принятия решения, наличии сомнений в достоверности или подлинности представленных документов, Комиссия вправе принять решение об уточнении предоставленных заявителем сведений. При этом вопрос об определении размера социальной выплаты заявителя откладывается до следующего заседания Комиссии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что право Комиссии принимать иные решения, входящие в компетенцию Комиссии, в том числе и решение об отмене иного принятого решения Комиссии, закреплено указанными нормативными правовыми актами.
В связи с изложенным суд считает необоснованным довод Атановой М.С. о том, что отмена принятого Комиссией по жилищным вопросам решения возможна лишь Департаментом по результатам рассмотрения жалобы заявителя в порядке п.5.11 Административного регламента.
Довод Атановой М.С. о том, что Комиссия при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ № не должна была учитывать наличие признанного за Атановой М.С. судом права собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, так как за ней не зарегистрировано право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке, не может быть принят во внимание.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела в суде за Атановой М.С. не зарегистрировано прав на недвижимое имущество, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с указанной нормой гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (п.3 ч.2 ст.8 ГК РФ)
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования Атановой М.С. были удовлетворены, за истцом было признано право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, следовательно, у Атановой М.С. возникли гражданские права и обязанности в отношении указанного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, возникло у истца на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие государственной регистрации права не свидетельствует об отсутствии у Атановой М.С. права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности в указанной квартире.
При этом, ссылаясь в исковом заявлении на возможность отказа от регистрации права собственности на квартиру и отказа по мировому соглашению в исполнительном производстве от вышеуказанной квартиры, Атановой М.С. не представлено каких – либо доказательств наличия препятствий для отказа от своего права на долю в квартире, а также препятствий для регистрации своего права, до обращения в суд с данным иском о признании права на социальную выплату.
По мнению суда, решение суда об удовлетворении иска Атановой М.С. о разделе совместно нажитого имущества, признании за Атановой М.С. права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру свидетельствует о намерении Атановой М.С. получить в собственность долю в квартире.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вступившее в законную силу решение суда о признании за истцом права собственности на ? долю в квартире является основанием для изменения жилищных условий и, соответственно, основанием для изменения размера социальной выплаты для Атановой М.С., а также основанием для вынесения Комиссией по жилищным вопросам при <адрес> решения от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд считает, что у Комиссии при <адрес> отсутствовали законные основания для предоставления истцу социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности на квартиру, признанного за Атановой М.С. судом, не может свидетельствовать об отсутствии у истца в собственности ? доли жилого помещения.
Вместе с тем, судом установлено, что Атановой М.С. отказано в предоставлении социальной выплаты именно в размере <данные изъяты> рубля, истцу не отказано в предоставлении социальной выплаты в ином размере, в связи с чем истцу было предложено представить актуальную информацию, необходимую для осуществления расчета социальной выплаты после возникновения вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с требованиями Административного регламента (абзац третий пункта 3.87 Административного регламента), поскольку размер социальной выплаты в соответствии с требованиями ЗСО №-ГД зависит от таких параметров как: средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения по муниципальному образованию, количества иждивенцев, соотношения месячного совокупного дохода семьи заявителя к сумме величин прожиточного минимума для данной семьи (при этом величина месячного дохода на одного члена семьи заявителя определяется как средняя за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу расчета социальной выплаты), размера площади жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и (или) членов его семьи и (или) нанимателями по договору социального найма которых являются заявитель или члены его семьи, а также иных параметров, которые должны быть актуальны на момент вынесения решения Комиссии о выделении социальной выплаты заявителю.
Для осуществления расчета (перерасчета) социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с учетом вышеизложенного Комиссией было предложено Атановой М.С. представить актуализированные сведения (документы), предусмотренные частью 5 статьи 3 Закона №-ГД.
Принимая во внимание вышеизложенное, довод Атановой М.С. о нарушении ее прав и прав несовершеннолетних детей в связи с принятием решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и возникновении какого-то препятствия в улучшении их жилищных условий не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Вместе с тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Атанова М.С. уволена с государственной службы <адрес> с должности консультанта управления правового, кадрового и организационного обеспечения.
Согласно пояснениям представителя Департамента в судебном заседании, в настоящее время в связи с увольнением Атановой М.С. утрачено право на получение социальной выплаты, предусмотренной для госслужащих в силу п. п.19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, ч.1 ст. 4 ЗСО №-ГД, где указано, что в случае увольнения с гражданской службы <адрес> гражданский служащий снимается с учета нуждающихся в получении социальной выплаты, за исключением предусмотренных законом случаев.
Суд, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что исковые требования Атановой М.С. о признании незаконным и отмене решения комиссии по жилищным вопросам при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на департамент управления делами <адрес> и <адрес> направить решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и соответствующие документы Атановой М.С. с приложением персональных расчетов по Атановой М.С. в <адрес> фонд жилья и ипотеки, возложении обязанности на <адрес> фонд жилья и ипотеки выдать Атановой М.С. свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> рубля не подлежат удовлетворению.
Решение Комиссии по жилищным вопросам при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято на законном основании, в пределах предоставленных нормативными актами полномочий, в установленные сроки направлены уведомления истцу и <адрес> фонд жилья и ипотеки (СОФЖИ), действия СОФЖИ основаны на действующем решении Комиссии по жилищным вопросам при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выдача истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты в размере 728 624,00 рубля на основании отмененного решения Комиссии по жилищным вопросам при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законом не предусмотрена, каких – либо нарушений прав истца и ее несовершеннолетних детей действиями ответчиков судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Атановой М. С. к департаменту управления делами <адрес> и <адрес>, Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о признании незаконным и отмене решения комиссии, возложении обязанности направить решение комиссии, выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2016 года.
Судья И.А.Фомина