Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-129/2023 (2а-5207/2022;) от 08.09.2022

УИД63RS0038-01-2022-001038-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2023 года г.Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,

при секретаре Жигановой Н.В.,

с участием представителя административного ответчика Хасянова Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-129/2023 по административному иску Наумова И.А. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании распоряжения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Наумов И.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самары о признании распоряжения незаконным, указав, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 296 кв.м., расположенный по адресу : <адрес> угол, что подтверждается выпиской Управления Росреестра по Самарской области. В процессе межевания площадь земельного участка истца составила 643 кв.м., то есть на 347 кв.м больше, чем в собственности у истца. ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект» была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой истец обратился к ответчику с заявлением об осуществлении перераспределения данного земельного участка с последующим заключением соглашения о перераспределении земельных участков и выкупе за плату увеличения площади данного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу истца на данные 347 кв.м. Однако распоряжением ответчика ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка со ссылкой на то, что согласно теперь уже сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о.Самара, министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ образуемый земельный участок расположен в границах территории в районе Радиоцентра №3 в границах Кировского и Красноглинского районов г.о.Самара в целях размещения объекта капитального строительства - стадиона с инфраструктурой в г.о Самара и что, согласно сведениям ЕГРН, на образуемом путем перераспределения земельном участке расположен ОКС с кадастровым номером «Сооружение (Сооружение коммунального хозяйства, ПТК_1_К_Кировский), находящийся в муниципальной собственности. Считает указанное распоряжение незаконным по следующим основаниям. Согласно Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (часть 3 ст. 11.7 ЗК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае обстоятельства препятствующие к оформлению земельного участка, по мнению административного истца, отсутствуют, отказ в перераспределении земельных участков по основанию нарушения требований пп. 3, 13 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в данном случае является неправомерным. Просил признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Административный истец Наумов И.А. и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика по доверенности Хасянов Т.Ф. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованных лиц Администрации г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самара, Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п. 1). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3). В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК.

В пункте 1 статьи 39.28 ЗК установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренного пунктом 9 названной статьи.Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной на муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствия оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.

Статья 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).

В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч.1). Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (ч. 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.6).

ООО «Землеустроительной компания Горжилпроект» ДД.ММ.ГГГГ. изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного рядом с участком административного истца.

Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. Наумову И.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности на том основании, что по сведениями, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжениями Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. -р и от ДД.ММ.ГГГГ. -р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра №3 в границах Кировского и Красноглинского районов городского округа Самара в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара. Согласно сведениями, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на образуемом путем перераспределения земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером «Сооружение коммунального хозяйства, ПТК 1 К Кировский, находящийся в муниципальной собственности.

На основании пп.3,13 п. 9 ст.39.29 ЗК уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории и если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п.3 ст.39.36 Кодекса.

Согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. испрашиваемый земельный участок, площадью 643 кв.м., расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В соответствии с топографическими сведениями Департамента (М 1:500) испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах охранной зоны инженерных коммуникаций, охранная зона транспорта, учетный Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории (Распоряжение Правительства Самарской области от 05.12.2014г. №935-р «Об утверждении проекта межевания территории в районе Радиоцентра №3 в границах Кировского и Красноглинского районов г.о.Самара в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара». Земельный участок частично расположен в пределах 15-ти, 30-ти и 50-ти метровых противопожарных расстояний.

В соответствии с выпиской из ЕГРН правообладателем сооружения коммунального хозяйства ПТК 1 К Кировский является Муниципальное образование городской округ Самара.

В материалы дела представлен проект межевания территории в районе Радиоцентра №3 в границах Кировского и Красноглинского районов г.о.Самара в целях размещения объекта капитального строительства федерального значения – стадиона с инфраструктурой в г.о.Самаре.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» согласно схемы расположения земельного участка, изготовленного ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект» на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ. и плана, изготовленного в процессе экспертизы, объект капитального строительства с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ «Сооружение» (сооружение коммунального хозяйства ПТК 1 Кировский) расположено на образуемом и испрашиваемом земельном участке площадью 643 кв.м. путем перераспределения с земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим Наумову И.А..

Вопреки доводам административного истца в утвержденном Распоряжением Правительства Самарской области от 31.05.2021 № 261-р проекте межевания территории испрашиваемый земельный участок отражен в существующих границах и увеличение его площади за счет процедуры перераспределения земель не предусмотрено. При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение Департамента соответствует подпункту 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, у Департамента имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Административным истцом не представлено доказательств того, что право собственности муниципального образования городского округа Самара на объект капитального строительства с кадастровым номером прекращено.

Таким образом, оспариваемое распоряжение Департамента является законным и обоснованным, соответствующим требованиям, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.

Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

С Наумова И.А. в пользу ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» подлежат взысканию расходы за проведение экспертизы в размере 43400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Наумова И.А. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании распоряжения незаконным – отказать.

Взыскать с Наумова И.А. в пользу ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» расходы за проведение экспертизы в размере 43400 (Сорок три тысячи четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня составления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме составляется в течение 10 дней.

Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционной жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и вправе знакомиться с материалами дела, с аудиопротоколированием, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них, подавать замечания на протокол судебного заседания.

Председательствующий         Т.Ю. Башмакова

Решение суда изготовлено в окончательной форме 14.04.2023 года.

2а-129/2023 (2а-5207/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Наумов И.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Администрация г.о. Самара
Правительство Самарской области
Департамент управления имуществом г.о. Самара
ООО "Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ"
Министерство строительства Самарской области
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Башмакова Т. Ю.
Дело на сайте суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
09.09.2022Передача материалов судье
12.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
31.03.2023Производство по делу возобновлено
10.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее