РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2023 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зининой А.Ю.
с участием старшего помощника прокурора Антоновой В.М.
административного истца МУ МВД России «Сызранское» в лице представителя Шлейниковой Л.Р.
административного ответчика А. А.Ю.,
при секретаре Рахманкуловой С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 2773/2023 по административному исковому заявлению МУ МВД России «Сызранское» к А. А. Ю. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник МУ МВД России «Сызранское» обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении А. А.Ю. административного надзора сроком до <дата>, т.е. на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением ему административных ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ, в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив.
В обоснование заявленных требований указано, что А. А.Ю. <дата> года рождения, ранее судимый <дата> Центральным районным судом <адрес> по ст. 30 ч. 1, 228.1 ч. 3 п «г», 64 УК РФ к 5-ти годам лишения свободы в ИК строгого режима. Освобожден <дата> по постановлению Новокуйбышевского городского суда Самарской области от <дата> условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 1 месяц 2 дня. Срок погашения судимости – <дата>.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> в отношении А. А.Ю. установлен административный надзор по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 сроком на 3 года и установлены ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учебой; запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> в отношении А. А.Ю. продлен срок административного надзора на 6 месяцев, т.е. до <дата> по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 5 Федерального Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011.
<дата> административный надзор в отношении А. А.Ю. окончен по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона № 64-ФЗ.
В течение календарного года А. А.Ю. совершил два административных правонарушения, а именно:
<дата> в 20-18 находился в общественном месте у <адрес> г. Сызрани в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, чем совершил административное правонарушение по ст.20.21 КоАП РФ, по которому <дата> назначено наказание в виде административного ареста сроком на 1 (одни) сутки.
<дата> в 20-18 находился в общественном месте у <адрес> г. Сызрани в состоянии алкогольного опьянения, громко кричал, выражался нецензурной бранью, на требования окружающих прекратить свои противоправные действия не реагировал, тем самым выражал явное неуважение к обществу, в связи с чем в отношении него инспектором полицейским ППС 1 мобильного взвода ОР ППСП МУ МВД России «Сызранское» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, по которому <дата> назначено наказание в виде административного ареста сроком на 2 (двое) суток.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, в целях предупреждения преступлений и других правонарушений, а также оказания на А. А.Ю. индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель МУ МВД России «Сызранское» Шлейникова Л.Р. в судебном заседании требования полностью поддержала, подтвердив доводы, изложенные выше.
В судебном заседании А. А.Ю. требования признал, дополнив, что имеет постоянное место работы, работает дворником.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с гл. 29 КАС РФ судами рассматриваются административные дела об установлении административного надзора.
Согласно ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судом установлено, что А. А.Ю. <дата> года рождения, ранее судимый <дата> Центральным районным судом <адрес> по ст. 30 ч. 1, 228.1 ч. 3 п «г», 64 УК РФ к 5-ти годам лишения свободы в ИК строгого режима.
Освобожден <дата> по постановлению Новокуйбышевского городского суда Самарской области от <дата> на основании ст. 79 УК РФ условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 1 месяц 2 дня.
Срок погашения судимости – <дата>.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> в отношении А. А.Ю. установлен административный надзор по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 сроком на 3 года и установлены ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учебой; запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> в отношении А. А.Ю. продлен срок административного надзора на 6 месяцев, т.е. до <дата> включительно по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 5 Федерального Закона № 64-ФЗ от <дата>.
<дата> административный надзор в отношении А. А.Ю. окончен по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона № 64-ФЗ.
В течение календарного года А. А.Ю. совершил два административных правонарушения, а именно:
- <дата> в 20-18 час. А. А.Ю. находился в общественном месте у <адрес> г. Сызрани в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, чем совершил административное правонарушение по ст.20.21 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка № 79 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> А. А.Ю. был привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 1 (одни) сутки,
- <дата> в 20-18 час. А. А.Ю. находился в общественном месте у <адрес> г. Сызрани в состоянии алкогольного опьянения, громко кричал, выражался нецензурной бранью, на требования окружающих прекратить свои противоправные действия не реагировал, тем самым выражал явное неуважение к обществу, в связи с чем в отношении него инспектором полицейским ППС 1 мобильного взвода ОР ППСП МУ МВД России «Сызранское» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, постановлением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> А. А.Ю. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 2 (двое) суток.
По сообщению ГБУЗ СО «СНД» от <дата> А. А.Ю., <дата> г.р. у врача-нарколога на учете не состоит.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в части 1 статьи 3 Закона при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона (далее - лицо, в отношении которого может быть установлен административный надзор).
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона №218- ФЗ от 23.07.2013) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявление МУ МВД России «Сызранское» об установлении в отношении А. А.Ю. административного надзора подлежит удовлетворению, поскольку имеются основания, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» для установления административного надзора в отношении А. А.Ю. сроком на 8 лет, т.к. в судебном заседании было установлено, что в течение года А. А.Ю. совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, требования об установлении в отношении него административного надзора соответствует требованиям закона. Срок административного надзора следует исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Статьей 4 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (пункт 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2022 № 41) при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
На основании ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Исходя из смысла данной нормы ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ применительно к обстоятельствам дела, а так же в целях устранения причин и условий, способствующих совершения им преступления и административных правонарушений, а так же оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного посещения, суд приходит к выводу о том, что в отношении А. А.Ю. следует установить административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив.
Данные меры соответствует целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 178-180, 273, 298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление МУ МВД России «Сызранское» к А. А. Ю. об установлении административного надзора удовлетворить полностью.
Установить административный надзор в отношении А. А. Ю., * * *, сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Центрального районного суда <адрес> от <дата>.
Срок административного надзора в отношении А. А. Ю. исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, определенным постановлением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от <дата>.
В указанный период установить А. А. Ю. административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2023 года
Судья: Зинина А.Ю.