Дело № 2-422/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Данилец В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Кировска к муниципальному унитарному предприятию города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» об обязании исполнить предписание № 231 от 29 ноября 2018 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация г. Кировска обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному унитарному предприятию города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» (далее – МУП «Кировская горэлектросеть») об обязании исполнить предписание № 231 от 29 ноября 2018 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, указав в обоснование заявленных требований, что 20 ноября 2018 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца квартиры №... дома ... о нарушении управляющей организацией МУП «Кировская горэлектросеть» правил содержания и ремонта жилых домов, выразившимся в невыполнении ремонта общего имущества многоквартирного дома. В связи с этим 29 ноября 2018 года на основании распоряжения № 979р от 21 ноября 2018 года администрацией г. Кировска в отношении МУП «Кировская горэлектросеть» была проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт проверки № 231. В результате проверки были выявлены нарушения п.п. 3.2.9 п. 3.2, п.п. 4.2.1.1 п. 4.2, п.п. 4.6.1.1, п.п. 4.6.1.2, п.п. 4.6.3.3 п. 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, и выдано предписание № 231 от 29 ноября 2018 года, в соответствии с которым ответчику надлежало устранить причины и последствия допущенных нарушений, а именно в срок до 23 апреля 2019 года в числе прочего выполнить работы по ремонту поврежденных поверхностей лестничной клетки подъезда №... дома ..., включая восстановление кирпичной кладки шторб и обеспечение закрытия электромонтажных ниш, а также по устранению дефектов кровли над лестничной клеткой подъезда №... дома .... Предписание получено ответчиком 29 ноября 2018 года и в судебном порядке не оспаривалось. Внеплановой проверкой, проведенной 26 апреля 2019 года на основании распоряжения № 300р от 24 апреля 2019 года, установлен факт неисполнения ответчиком предписания № 231 в указанной части. Просит суд обязать ответчика в течение одних суток со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации г. Кировска № 231 от 29 ноября 2018 года, а именно: выполнить работы по ремонту поврежденных поверхностей лестничной клетки подъезда № 1 дома ..., включая восстановление кирпичной кладки шторб, а также обеспечение закрытия электромонтажных ниш; выполнить работы по устранению дефектов кровли над лестничной клеткой подъезда №... дома ....
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело не просил рассмотреть в его отсутствие, возражений не представил.
Третье лицо Стеценко М.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии с частями 3-5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
На основании пункта 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 18.12.2012 № 1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и обеспечивают проведение муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования и определяют орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее – орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом «в» части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частями 5, 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее – Правила содержания общего имущества), к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочего отнесены лестницы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), а также крыши.
Согласно положениям части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 10, 11 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено, МУП «Кировская горэлектросеть» является управляющей организацией многоквартирного дома ... на основании договора управления многоквартирным домом от 07 июля 2015 года (далее – Договор) (л.д. 10-16).
Согласно пункту 1.2 Договора его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений данного многоквартирного дома.
В п. 1.3 настоящего Договора указано, что управляющая организация в течение всего срока договора обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять услуги, а также осуществлять иную деятельность для достижения целей настоящего договора
Согласно п.п. 2.1.2 Договора управляющая организация обязана в течение срока действия договора предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Срок действия Договора установлен п. 6.1, согласно которому Договор действует до 07 июля 2018. Договор автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении прекратить действие Договора
(п. 6.3 Договора).
Пунктом 4.2 Договора предусмотрена ответственность МУП «Кировская горэлектросеть» за нарушение условий Договора.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27 сентября 2003 года (далее – Правила и нормы) техническое обслуживание зданий включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В силу подпункта 3.2.9 пункта 3.2 Правил и норм периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с подпунктом 4.2.1.1 пункта 4.2 Правил и норм организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с подпунктом 4.6.1.1 пункта 4.6 Правил и норм установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в числе прочего исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (подпункт 4.6.1.2 пункта 4.6 Правил и норм).
Приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п. Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли (подпункт 4.6.3.3 пункта 4.6 Правил и норм).
Таким образом, вопросы надлежащего содержания многоквартирного дома, проведение текущего ремонта, исполнение требований органа муниципального контроля по вопросам, связанным с осуществлением организацией управления многоквартирным домом, отнесены к ведению управляющей организации, в данном случае МУП «Кировская горэлектросеть».
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что 20 ноября 2018 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца квартиры №... дома ... о нарушении управляющей компанией правил содержания и ремонта многоквартирного дома (л.д. 9).
В связи с поступившим обращением администрацией г. Кировска вынесено распоряжение № 979р от 21 ноября 2018 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Кировская горэлектросеть» (л.д. 17). О проведении проверки ответчик был уведомлен письмом от 21 ноября 2018 года № 10-14/3181, в котором указана дата проведения проверки – 23 ноября 2018 года (л.д. 18).
По результатам проверки был составлен акт проверки № 231 от 29 ноября 2018 года, которым установлено, что при обследовании ..., а именно технического состояния лестничной клетки подъезда №..., наблюдается с 1 по 5 этаж местами отслоение и шелушение окрасочного слоя, разрушение штукатурного слоя, оголение кирпичной кладки, открыты электромонтажные ниши, оголение проводов, на поверхностях стен следы от протечек, местами разбито остекление; с 2 по 4 этаж – не выполнены работы по восстановлению кирпичной кладки штроб после работ с инженерными сетями; на 5 этаже – на поверхностях стен и потолка следы протечек с кровли. Провести обследование участка кровли на предмет дефектов кровельного покрытия и установление причин возникновения следов протечек не представилось возможным в связи с наличием выпавшего снега на кровле.
Данные факты являются нарушением положений Правил и норм, в связи с чем, ответчику было выдано предписание № 231 от 29 ноября 2018 года, полученное представителем МУП «Кировская горэлектросеть» в этот же день, в соответствии с которым ответчику надлежало устранить данные дефекты в срок до 23 апреля 2019 года (л.д. 21).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что предписание № 231 от 29 ноября 2018 года ответчиком не оспаривалось, выдано надлежащим должностным лицом в рамках его полномочий в результате установления факта нарушения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, требований закона, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, предписание является законным и подлежит обязательному исполнению в определенный им срок.
Администрацией г. Кировска 24 апреля 2019 года было вынесено распоряжение № 300р о проведении внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания № 231 от 29 ноября 2018 года (л.д. 22). О проведении проверки управляющая организация была уведомлена письмом № 10-14/1178 от 24 апреля 2019 года (л.д. 23).
По результатам проведённой 26 апреля 2019 года проверки был составлен акт проверки № 47-Ч, в соответствии с которым установлен факт неисполнения МУП «Кировская горэлектросеть» предписания в части восстановления технического состояния лестничной клетки подъезда № 1, где установлено отслоение и шелушение окрасочного слоя, разрушение штукатурного слоя, оголение кирпичной кладки, наличие открытых электромонтажных ниш, оголение проводов, на поверхностях стен следы от протечек с кровли, местами разбитое остекление а также работ по устранению дефектов кровли, где наблюдаются вздутие, растрескивание, механические повреждения, отслоение кровельного покрытия в местах примыкания к вертикальным поверхностям, отсутствие кровельного покрытия по карнизу, наличие мха на кровле (л.д. 24-34).
Таким образом, судом установлено, что предписание № 231 от 29 ноября 2018 года не исполнено в указанной части, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на МУП «Кировская горэлектросеть» обязанности по исполнению предписания № 231 от 29 ноября 2018 года подлежат удовлетворению, поскольку на ответчика, как управляющую организацию, возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. Исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая организация для недопущения разрушения в результате физического износа здания обязана осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может устанавливать в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Приложением № 2 к постановлению Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170 установлен предельный срок устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов.
При этом суд учитывает, что доказательств невозможности выполнения работ в срок, установленный истцом, в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, данный срок отвечает требованиям разумности, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и установить срок для выполнения работ по устранению дефектов дома ... в течение одних суток со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Кировска Мурманской области к муниципальному унитарному предприятию города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» – удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» исполнить мероприятия по предписанию администрации города Кировска Мурманской области № 231 от 29 ноября 2018 года, а именно: выполнить работы по ремонту поврежденных поверхностей лестничной клетки подъезда №... дома ..., включая восстановление кирпичной кладки шторб, а также обеспечение закрытия электромонтажных ниш; выполнить работы по устранению дефектов кровли над лестничной клеткой подъезда №... дома ... в течение одних суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья С.Н. Кулыгина