РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г. Москва
Тушинский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Крыловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Содбоевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1349/2022 по исковому заявлению Бахтиной Елены Валентиновны к ГБУ г. Москвы «Психоневрологический интернат № 3» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, действующему в интересах Воронова Андрея Борисовича, Гонцовой Татьяне Леонидовне о расторжении договора купли-продажи квартиры с условием пожизненного проживания и содержания продавца,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Расторгнуть договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. АДРЕС , с условием пожизненного проживания и содержания продавца, заключенный 16 мая 1995 года между Вороновым Андреем Борисовичем, Гонцовым Алексеем Ивановичем и Бахтиной Еленой Валентиновной.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений на указанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Крылова
Уникальный идентификатор дела 77RS0029-02-2021-017490-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г. Москва
Тушинский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Крыловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Содбоевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1349/2022 по исковому заявлению Бахтиной Елены Валентиновны к ГБУ г. Москвы «Психоневрологический интернат № 3» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, действующему в интересах Воронова Андрея Борисовича, Гонцовой Татьяне Леонидовне о расторжении договора купли-продажи квартиры с условием пожизненного проживания и содержания продавца,
УСТАНОВИЛ:
Бахтина Е.В. обратилась в суд с уточненным иском к ГБУ г. Москвы «Психоневрологический интернат № 3» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, действующему в интересах Воронова А.Б., Гонцовой Т.Л. о расторжении договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. АДРЕС , с условием пожизненного проживания и содержания продавца, заключенный 16 мая 1995 года между Вороновым А.Б., Гонцовым А.И. и Бахтиной Е.В.
В обоснование заявленных требований истец Бахтина Е.В. указывает, что 16 мая 1995 года между ней, Гонцовым А.И. и Вороновым А.Б. (продавец) заключен договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. АДРЕС , с условием пожизненного проживания и содержания продавца. 01 марта 2020 года умер Гонцов А.И, а 19 марта 2019 года решением Дмитровского городского суда Московской области Воронов А.Б. признан недееспособным, его опекуном является ГБУ г. Москвы ПНИ № 3 ДСЗН г. Москвы, где он и проживает. Таким образом, бремя содержания в настоящее время полностью лежит на истца, однако состояния здоровья, возраст не позволяют ей в силу всех сложившихся обстоятельств продолжать исполнение условий договора.
Истец Бахтина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Свиридову Л.А., поддержавшую заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ГБУ г. Москвы ПНИ № 3 ДСЗН г. Москвы, действующего в интересах Воронова А.Б., по доверенности Касарина Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признала.
Ответчик Гонцова Т.Л. в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает подлежащими удовлетворению исковые требования по следующим основаниям.
На основании ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 153 ГК РФ действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаются сделками.
Как следует из ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу ст. 601 ГК РФ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
Как следует из материалов дела, 16 мая 1995 года между Вороновым А.Б. (в лице представителя по доверенности Гонцовой Т.Л.) и Гонцовым А.И., Бахтиной Е.В. заключен договор, по которому продавец Воронов А.Б. прожал, а Гонцов А.И. и Бахтина Е.В. купили, в ½ доле каждый, квартиру по адресу: г. Москва, ул. АДРЕС .
В силу п. 5 данного договора покупатели обязались пожизненно полностью содержать Воронова А.Б., обеспечивая его питанием, одеждой, уходом и необходимостью помощью, и сохранить в его бесплатном пожизненном пользовании указанную квартиру. Стоимость материального обеспечения (питания, одежды, ухода и необходимой помощи) определены в размере прожиточного минимума, установленного государством (п. 6).
Пунктом 7 заключенного между сторонами договора предусмотрено, что он может быть расторгнут по соглашению сторон, а в случае невыполнении его условий и отказа от добровольного расторжения одной из сторон – в судебном порядке.
31 марта 2015 года УСЗН района Северное Тушино г. Москвы Воронову А.Б. выдана путевка для постоянного проживания в ГБУ ПНИ № 3.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 19 марта 2019 года Воронов А.Б. признан недееспособным.
Из справки ГБУ г. Москвы Дом социального обслуживания «Луговой» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы следует, что Воронов А.Б. проживает постоянно по адресу: Московская обл., г. Дмитров, пос. луговой, ПНИ № 3 на полном государственном обеспечении с 21 апреля 2015 года по настоящее время.
03 марта 2020 года умер Гонцов А.И. Согласно копии наследственного дела его наследником является Гонцова Т.Л.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно п. 2 ст. 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В состав наследства плательщика ренты вместе с правом собственности на недвижимое имущество, переданное ему по договору ренты, включается обязанность по выплате получателю ренты определенной денежной суммы либо предоставлению средств на его содержание в иной форме (пункт 1 статьи 583, статья 1175 ГК РФ).
Изменение приведенных истцом Бахтиной Е.В. в обоснование иска обстоятельств вызвано такими причинами, которые истец не могла предусмотреть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота, и не может их преодолеть после их возникновения. Следовательно, замена плательщика ренты в связи со смертью первоначального плательщика, признание получателя ренты недееспособным и его нахождение в специализированном учреждении безусловно являются существенным изменением договора купли-продажи квартиры с условием пожизненного проживания и содержания продавца.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Расторгнуть договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. АДРЕС , с условием пожизненного проживания и содержания продавца, заключенный 16 мая 1995 года между Вороновым Андреем Борисовичем, Гонцовым Алексеем Ивановичем и Бахтиной Еленой Валентиновной.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений на указанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Крылова
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.
2