Дело № 2-2293-13
Решение
Именем Российской Федерации
08 июля 2013 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,
с участием прокурора Ореховой О.В.,
в присутствии истцов Некрасовых Г.Н., В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Некрасовой Г.Н., Некрасова А.М., Некрасовой (Анкудиновой) В.М. к Администрации г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми в интересах Некрасовых Г.Н., А.М., В.М. обратился в суд с исковым заявлением об обязании Администрации г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми предоставить истцам на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 50,7 кв.м.
Исковые требования истцом мотивированы тем, что истцы являются нанимателями жилого помещения, состоящего из трех комнат площадью 50,7 кв.м., в том числе жилой площадью 36,2 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: ... Согласно акту межведомственной комиссии от 01.04.1998, вышеуказанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, капитальный ремонт нецелесообразен. Ссылаясь на нормы ст. ст. 85, 87, ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истцы требования прокурора поддержали. Истец Некрасов А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Ответчик Администрация г. Перми направил заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, представил отзыв, из которого следует, что с требованиями прокурора Администрация г. Перми не согласна, поскольку расселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, реализуется по ведомственной целевой программе «Переселение граждан г. Перми из аварийного жилищного фонда на 2009-2014 годы». Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда приведен в положении 1 к указанной программе, вышеуказанный жилой дом в эту программу не вошел, поэтому Администрация г. Перми не имеет возможности предоставить жилое помещение для проживания по договору социального найма истцам. Жилой дом по адресу: ... признан непригодным для постоянного проживания и включен в Реестр непригодного и аварийного жилья на 01.07.2012.
Ответчик Администрация Дзержинского района г. Перми в суд своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, из письменного отзыва следует, что исковые требования администрация района не признает, поскольку не имеет полномочий по предоставлению на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, не является надлежащим ответчиком по делу.
От третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Заслушав пояснения стороны истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае: если жилое помещение признано не пригодным.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Некрасовы Г.Н., А.М., В.М., на основании договора социального найма жилого помещения от 02.02.2009 года, являются нанимателями жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры, площадью 50,7 кв.м., в том числе жилой площадью 36,2 кв.м., расположенного квартире № ... в доме № ... по ул....
Согласно справке МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» от 26.03.2013, на регистрационном учете по адресу: ... состоят Некрасова Г.Н., Некрасов А.М., Некрасова (Анкудинова) В.М.
Из акта обследования жилого дома по адресу: ... на предмет пригодности постоянного проживания от 01.04.1998, утвержденного постановлением Администрации Дзержинского района г.Перми от 01.04.1998 № 103, следует, что жилой дом № 3 построен в 1933 году, имеет износ 65%, планировка квартир не отвечает гигиеническим требованиям, дом не оборудован централизованными системами водоснабжения и канализации, воду носят из колодца, вода не отвечает требованиям СанПИН 2.1.4.544-96 по химическим показателям. Туалет в квартирах выгребной. Температурно-влажностный режим в жилых помещениях не соответствует норме. Бетонный фундамент имеет осадку, сколы цоколя. Деревянные стены имеют деформацию и поражения гнилью. Деревянные перекрытия имеют поражения гнилью, щели в сопряжении. Шиферная кровля имеет сколы, трещины, протечки. Дощатые полы имеют щели, зыбкости, оконные и дверные заполнения в ветхом состоянии. На основании вышеизложенного, комиссия пришла к заключению признать дом № ... по ул.... непригодными для проживания, капитальный ремонт здания экономически нецелесообразен.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 8 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент признания жилого дома непригодным для постоянного проживания) предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Не пригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производились в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносились исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, не пригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
01.04.1998 Администрацией Дзержинского района г.Перми вынесено постановление N 103 об утверждении акта межведомственной комиссии по признанию жилого дома № ... по ул.... непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцам на условиях договора социального найма жилое помещение, в установленном порядке признан непригодным для проживания.
Однако до настоящего времени истцы не выселены в установленном законом порядке из непригодного для проживания жилого помещения.
Доказательств того, что жилой дом № ... по ул.... в настоящее время отремонтирован и является пригодным для дальнейшего проживания, суду не представлено.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Судом с достоверностью установлено, что истцы занимают жилое помещение по указанному выше адресу на условиях договора социального найма, в связи с чем у Администрации г. Перми возникает обязанность предоставить им другое жилье взамен не пригодного для проживания.
Сведений о том, состоят ли истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
Совокупность указанных условий дает основание полагать, что вновь предоставляемое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, т.е. площадь жилого помещения должна быть равнозначной по общей площади, которую они занимают.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат и объемом жилой площади во вновь предоставляемым помещении.
Предоставление в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Предоставление гражданам жилого помещения в связи с его непригодностью для проживания должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд учитывает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Перми, суд соглашается с доводами представителя Администрации Дзержинского района г. Перми о ненадлежащем ответчике и в иске истцу к данному ответчику отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г. Перми предоставить Некрасовой Г.Н., Некрасову А.М., Некрасовой (Анкудиновой) В.М. социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 50,7 кв.м.
В иске прокурору Дзержинского района г. Перми в интересах Некрасовых Г.Н., А.М., В.М. к Администрации Дзержинского района г. Перми об обязании предоставить жилое помещение, отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья К.А. Суворова