РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Отрадненский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Гребешковой Н.Е.
при секретаре Лепко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Якутиной ФИО17 к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда
УСТАНОВИЛ:
Якутина Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Отрадный Самарской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ и обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В обоснование исковых требований истец указала следующее.
Якутина ФИО18 Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ. как сирота воспитывалась в Сызранском специальном детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ. истец обучалась в Сызранском государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Губернский колледж. ДД.ММ.ГГГГ. Якутина Е.Н. вступила в брак.
ДД.ММ.ГГГГ. Якутина Е.Н. обратилась в Администрацию г.о. Отрадный Самарской области с заявлением о принятии ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Однако решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о.Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законодательством.
Якутина Е.Н. считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В протоколе заседания комиссии указано, что Якутина Е.Н. зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>, собственником которого является мать истца - ФИО7 Однако ФИО7 юридически не является матерью Якутиной Е.Н., поскольку ДД.ММ.ГГГГ она отказалась от нее, а отец решением Отрадненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. был лишен родительских прав.
Кроме того, о том факте, что постановлением Главы Администрации г.Отрадного Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № за истцом закреплена жилая площадь, расположенная по вышеуказанному адресу, Якутина Е.Н. узнала случайно. Вместе с этим, жилой дом, закрепленный за истцом является строением, имеющим общую площадь 17 кв.м., жилую - 9,10 кв.м, а также износ помещений 80%. В данном жилом доме зарегистрированы ФИО7, ФИО8 и Якутина Е.Н.
Истец не является ни собственником, ни нанимателем вышеуказанного жилого дома.
Таким образом, учитывая, что Якутина Е.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свое право на получение жилья данной категории не реализовала, истец полагает, что она должна быть включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании Якутина Е.Н. дала пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив их следующим.
В ДД.ММ.ГГГГ. после окончания колледжа узнав, что за ней закреплено жилье, Якутина Е.Н. приехала в г. Отрадный и увидела, что проживать а закрепленном за ней жилом помещении невозможно, там не было ни газа, ни электричества, ни какой-либо мебели. Сразу после этого, Якутина Е.Н. пошла в орган опеки и попечительства, где рассказала об этом специалисту ФИО10, которая посоветовала ей собирать документы. Однако для какой цели нужно было собирать данные документы, ФИО9 не поняла. О том, что она может встать на учет как ребенок-сирота для обеспечения жилым помещением ФИО10 ей не сказала. О том, что она может реализовать данное право, встав на учет до 23 лет, Якутина Е.Н. также не знала. Когда Якутина Е.Н. находилась в детском доме, а затем училась в колледже, ей никто не разъяснял ее право на получение жилья как ребенку-сироте, а также возможность постановки на учет для получения жилья до 23 лет. Летом ДД.ММ.ГГГГ. Якутина Е.Н. узнала, что в соответствии с законом она как ребенок-сирота может получить жилплощадь. В ДД.ММ.ГГГГ. Якутина Е.Н. подала заявление в Администрацию г.о. Отрадный для постановки ее на учет как ребенка-сироту, но в этом ей было отказано, поскольку за ней было закреплено жилье, а также потому, что ей уже на тот момент исполнилось 25 лет. Якутина Е.Н. оспорила данный отказ в суде, но решением от ДД.ММ.ГГГГ. ей в иске было отказано. В ДД.ММ.ГГГГ. Якутина Е.Н. вновь обратилась в Администрацию г.о. Отрадный с заявлением о постановке ее на учет для получения жилья как ребенок-сирота. Однако истцу в этом вновь отказали по тем же основаниям. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ. истец обращалась с подобным заявлением и в Администрацию г.о. Сызрань, где в постановке на учет ей отказали в связи с обращением с заявлением не по месту жительства.
Якутина Е.Н. считает, что заявление до достижения ею 23-летнего возраста она не подала по уважительной причине, т.к. ДД.ММ.ГГГГ она не знала, что в соответствии с законом может как ребенок- сирота получить вне очереди жилплощадь, а органы опеки и попечительства не разъяснили ее право на это, никаких мер по защите ее прав и интересов не приняли.
Представители ответчика ФИО11 <данные изъяты> и ФИО16.А. (<данные изъяты>.) в судебном заседании исковые требования не признали, дали пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, дополнив их следующим. Якутина Е.Н. (до брака ФИО12) в Администрации городского округа Отрадный на учете как ребенок-сирота не состояла. С ДД.ММ.ГГГГ Якутина Е.Н. находилась в специальном детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Сызрани. До своего совершеннолетия она находилась на учете органов опеки и попечительства г.Сызрани, которые обязаны были принимать меры по защите и реализации ее прав.
Представитель Муниципального казенного учреждения «Комитет по демографии, опеки и попечительства г.о. Отрадный Самарской области» ФИО13 (доверенность от 16.01.2014г.) решение вопроса об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, по существу дела пояснил следующее. Якутина Е.Н. (Плешакова) как ребенок-сирота на учете в Администрации городского округа Отрадный не состояла, т.к. воспитывалась в Сызранском специальном детском доме для детей-сирот. Поэтому права истицы в тот период, когда она была несовершеннолетней, должны были контролировать и обеспечивать органы опеки и попечительства г.Сызрани. ДД.ММ.ГГГГ. в Комитете по демографии, опеки и попечительства г. Отрадного работала ФИО10 Сказать с достоверностью была ли у нее на приеме ДД.ММ.ГГГГ Якутина (<данные изъяты> Е.Н., по какому вопросу и что ей было разъяснено, представитель МКУ «Комитет по демографии, опеки и попечительства г.о. Отрадный Самарской области» не может.
Представитель ГКОУ Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Сызрань» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из имеющегося в материалах дела письма следует, что ФИО12 (после заключения брака Якутина) ДД.ММ.ГГГГ. рождения, поступила в детский дом ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Отрадненского городского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. Имела статус – оставшаяся без попечения родителей.
Согласно постановлению Главы Администрации г. Отрадного Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № за ФИО12 было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
В связи с полученными данными о наличии закрепленного за ФИО12 жилого помещения и согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ. из Центра социальной помощи семье и детям (Центр «Семья») г. Отрадного о том, что жилье по адресу: <адрес> находится в сохранности, с воспитанницей ФИО12 в учреждении не проводилась работа о возможности порядка обращения в органы исполнительной власти с заявлением о предоставлении ей жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО12 выбыла на дальнейшее обучение в губернский колледж г. Сызрани в с. Рамено Самарской области. Все подлинные документы ФИО12 были направлены по месту дальнейшего обучения.
Представитель ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из имеющегося в материалах дела письма следует, что Плешакова (после заключения брака Якутина) Е.Н. обучалась в филиале ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по профессии «Хозяйка усадьбы». Имела статус – оставшаяся без попечения родителей. В личном деле ФИО7 имелись следующие документы: постановление Главы Администрации г. Отрадного Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № о закреплении за ФИО12 права на жилую площадь по адресу: <адрес>.; справка Центра социальной помощи семье и детям г. Отрадного о том, что закрепленное жилье находится в сохранности.
В ДД.ММ.ГГГГ Центр социальной помощи семье и детям г. Отрадного предоставил акт сохранности жилья от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что закрепленное за ФИО12 жилье по адресу: <адрес> находится в сохранности. В связи с полученными данными о сохранности жилья, работа по разъяснению порядка постановки на регистрационный учет для получения жилья не проводилась.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО12 окончила обучение в ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» и выбыла по месту постоянной регистрации и закрепленного жилья в г. Отардный Самарской <адрес>.
Изучив материалы дела, заслушав истца, представителей истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В материалах дела имеется выписка из решения Отрадненского городского Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в дом ребенка ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ. рождения в связи с отказом от нее родителей.
Из имеющегося в материалах дела решения Отрадненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО14 был лишен родительских прав в отношении дочери ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, Плешакова (после заключения брака Якутина) Е.Н. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО12 находилась на полном государственном обеспечении в ГКОУ Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный0 детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Сызрань». Затем с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО12 обучалась, находясь на полном государственном обеспечении, в ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани».
Согласно справке ГУП «ЦТИ» Отрадненский филиал Якутина (Плешакова) Е.Н. в картотеке собственников не зарегистрирована и владельцем жилых помещений не числиться. (данные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.)
Согласно письму Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. г. Сызрань Якутина (Плешакова) Е.Н. в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежщих обеспечению жилфми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань не состоит, жилым помещением, социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечивалась.
Согласно Постановлению Главы Администрации г. Отрадного от ДД.ММ.ГГГГ. № за ФИО12 закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное жилое помещение это жилой дом, общей площадью 17 кв.м., жилой – 9,10 кв.м.
Как следует из имеющихся в материалах дела справок ГУП «ЦТИ» филиал <адрес> жилой <адрес>-а по <адрес> имеет печное отопление, в нем нет водопровода, газоснабжение отсутствует, канализации нет, По состоянию ДД.ММ.ГГГГ. дом имеет износ по зданию 67%, по состоянию на 2010г. – 80%.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержания и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 приведенного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Законом Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД (в редакции Закона от 10.04.2013г.0 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрен Порядок предоставления и использования жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо,проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ. Якутина Е.Н. обратилась в Администрацию г.о. Отрадный Самарской области с заявлением о принятии её на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. На дату подачи данного заявления Якутиной Е.Н. исполнилось 26 лет.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Якутиной Е.Н. было отказано в постановке ее на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи с отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством.
При этом в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что таким основанием жилищная комиссия посчитала то обстоятельство, что на момент подачи заявления Якутиной Е.Н. исполнилось 26 лет и, следовательно, она в соответствии с действующим законодательством уже не имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, изложена правовая позиция Верховного Суда РФ по спорам о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Верховный Суд РФ указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В связи с этим необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Более того, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своем обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ указал, что несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен новый порядок предоставления вышеуказанной категории лиц жилых помещений, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №85-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Из материалов дела следует, что истец относится к категории граждан - дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности или по договору социального найма, жилое помещение, которое было закреплено за Якутиной Е.Н. не пригодно для проживания, имеет общую площадь 17 кв.м., жилую -9,10 кв.м, в связи с чем, на нее распространяется действие Федерального закона РФ N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года).
В судебном заседании Якутина Е.Н. пояснила, что по ее мнению имело место ненадлежащее выполнение обязанностей по защите ее жилищных прав в тот период, когда она были несовершеннолетней со стороны ее опекунов и органов опеки и попечительства, которые не только своевременно не поставили ее на учет как ребенка-сироту, но и не разъяснили ей право на получение жилья. Данные доводы истца в суде не опровергнуты, более того, они подтверждаются материалами дела.
В судебном заседании представитель Муниципального казенного учреждения «Комитет по демографии, опеки и попечительства г.о. Отрадный Самарской области» пояснил, ДД.ММ.ГГГГ. в Комитете по демографии, опеки и попечительства г. Отрадного работала ФИО10 Подтвердить с достоверностью была ли у нее на приеме в ДД.ММ.ГГГГ. Якутина (Плешакова) Е.Н., по какому вопросу и что ей было разъяснено, представитель МКУ «Комитет по демографии, опеки и попечительства г.о. Отрадный Самарской области» в судебном заседании не смог.
Кроме того, направляя ДД.ММ.ГГГГ. сведения о том, что жилое помещение закрепленное за Якутиной Е.Н. находится в сохранности, соответствующие учреждения не проверили это должным образом, поскольку как следует из справки ГУП «ЦТИ» филиал г. Отрадного по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом имел 67% износа, в нем отсутствует газоснабжение, водоснабжение и др.
Следовательно, доводы Якутиной Е.Н. о том, что ей ДД.ММ.ГГГГ. органами опеки и попечительства не были разъяснены ее права на получение жилья, в судебном заседании не опровергнуты.
Таким образом, судом установлено, что ни орган опеки попечительства, ни ГКОУ Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный0 детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Сызрань», ни ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани» не выполнили возложенные на них обязательства о направлении заявления и документов для постановки Плешаковой (Якутиной) Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в нарушение требований статьи 121 Семейного кодекса РФ не предприняли мер по защите прав истца.
В связи с чем Плешакова (после заключения брака Якутина) Е.Н. свое право на обеспечение жилым помещением не реализовала по уважительной причине.
Доводы представителей ответчика о том. что все обстоятельства данного дела были предметом рассмотрения при разрешении иска Якутиной Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ. судом не могут быть приняты во внимание, т.к. при рассмотрении гражданского дела по иску Якутиной Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле не привлекались ни ГКОУ Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный0 детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Сызрань», ни ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани», т.е. опекуны Якутиной Е.Н. до исполнения ею 18 лет, не выяснялся вопрос о разъяснении ей данными учреждениями необходимости подачи соответствующего заявления о постановке на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В судебном заседании Якутина Е.Н. пояснила, что давая объяснения при рассмотрении ее иска ДД.ММ.ГГГГ. знала о праве на получения жилья как ребенок-сирота, она дала суду неверную информации, т.к. неправильно поянла заданный ей вопрос.
Вина Якутиной Е.Н. в том, что она не встала своевременно на учет нуждающихся в жилом помещении, отсутствует, поскольку орган опеки и попечительства не исполнил обязанность по защите ее прав и не разъяснил необходимость подачи соответствующего заявления.
В такой ситуации отказ в судебной защите прав Якутиной Е.Н. будет противоречить конституционным принципам справедливости и равенства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.тс. 184-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Якутиной ФИО20 удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Якутиной ФИО19 в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области включить Якутину ФИО21 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа Отрадный Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Н.Е. Гребешкова