Дело № 2-1688/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «03» ноября 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области Ловкачевой О.М.,
истца Степанова А.В.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Степанова <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Степанова А.В. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Степанов А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его родители ФИО4 и ФИО5 на основании решения Боровичского городского суда в 2006 году были ограничены в родительских правах, в 2007 году лишены родительских прав. ФИО4 умерла в 2010 году. Согласно постановления администрации Боровичского муниципального района от 28.07.2006 №-рг Степанов А.В. был направлен на воспитание и на полное государственное обеспечение в детский дом. За ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ул. 3 июля, <адрес>. По завершении пребывания в детском доме Степанов А.В. обучался в <данные изъяты>», в период с 2016 по 2017 год отбывал наказание в местах лишения свободы. Решением межведомственной комиссии по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от 10.07.2014 г. было принято решение о том, что проживание Степанова А.В. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, собственником 1/6 доли которого он является, невозможно, ввиду того, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, составляет 9,9 кв.м., что является менее утвержденного норматива размера учетной нормы площади жилого помещения. На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Степанов А.В. включен в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые, подлежат обеспечением жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Боровичского межрайонного прокурора Ловкачева О.М., заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Степанов А.В. в судебном заседании заявленные в его интересах требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал. Указал, что Администрация готова исполнить решение суда, но за счет выделенных субвенций из областного бюджета. Денежные средства предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций выделенных бюджетам муниципальных районов. В 2017 году Департаментов образования и молодежной политики Новгородской области и Администрацией Боровичского муниципального района заключено Соглашение о предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 2017 год Администрации Боровичского муниципального района выделена субвенция из областного бюджета, на которую приобрели и предоставили 25 жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц по которым ранее вынесены решения суда. Администрация Боровичского муниципального района сможет обеспечить Степанова А.В., жилым помещением только в 2018 году при выделении субсидии из областного бюджета.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Представил отзыв с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, против заявленных исковых требований возражений не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 05.09.2014 № 618-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 05.09.2014 № 618-03).
Согласно части 1 статьи 11 Областного закона от 05.09.2014 № 618-03 право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 05.09.2014 № 618-03 устанавливает, что Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положениям ч.3 ст.22 названного Закона, Реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
В судебном заседании установлено, что Степанов А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что его родители ФИО4 и ФИО5 на основании решения Боровичского городского суда от 2006 года были ограничены в родительских правах, а в 2007 году - лишены родительских прав. Мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ году.
Согласно распоряжения администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О направлении Степанова А.В. в детское учреждение», Степанов А.В. был направлен на полное государственное обеспечение в МОУ «Детский дом-школа для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». За ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
По завершении пребывания в детском доме Степанов А.В. обучался в <данные изъяты>», в период с 2016 по 2017 год отбывал наказание в местах лишения свободы.
Решением межведомственной комиссии по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о том, что проживание Степанова А.В. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> собственником 1/6 доли которого он является, невозможно, ввиду того, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, составляет 8.25 кв.м., что является менее утвержденного норматива размера учетной нормы площади жилого помещения.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Степанов А.В. включен в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые, подлежат обеспечением жилым помещением.
Однако жильем истец Степанов А.В. до настоящего времени не обеспечен.
Степанов А.В. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратился к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты его законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке.
А потому иск прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Степанова <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить Степанову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 07 ноября 2017 года.
Судья И.В. Котенко