Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3408/2019 ~ М-3254/2019 от 01.07.2019

    Дело № 2-3408/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2019 г.                                                               г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Фоминой В.И.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Валеева ФИО5 к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании убытков,

установил:

          прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Валеева ФИО6 к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что Прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению <данные изъяты> Валеева Р.Х.,    ДД.ММ.ГГГГ    г.р., страдающего хроническими заболеваниями, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

В ходе проведенной проверки установлено, что Валеев Р.Х. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозами: <данные изъяты>

Лечащим врачом поликлиники ГУЗ «Городская поликлиника № 4» назначены препараты <данные изъяты>

Между тем,    не обеспечены    аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» выписанные ГУЗ «Городская поликлиника № 4» льготные рецепты на лекарственные препараты: <данные изъяты>

В связи с изложенным Валеев Р.Х. вынужден был приобрести препараты на собственные средства: <данные изъяты> на сумму 119 руб., а всего на сумму 1 054 руб. 90 коп.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании изложенных выше норм действующего законодательства, в связи с неисполнением ответчиками обязательств по предоставлению истцу государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, указанная сумма подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Валеева ФИО7 лекарственными препаратами <данные изъяты>

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Валеева ФИО8 в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов <данные изъяты>, 1 054 рубля 90 копеек.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Валеева ФИО9 лекарственным препаратом Глибенкламид по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания дела.

Старший помощник прокурора в судебном заседании иск поддержал

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области не присутствовал, в отзыве на иск указал, что Министерство здравоохранения Ульяновской области) не согласно с исковым заявлением прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Валеева Р.Х.

Валеев ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты> и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21Л1.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.

Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата.

Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, какое медицинское изделие и какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке, это противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в Соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами (медицинскими изделиями) для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (медицинские изделия).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина» в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).

Таким образом, анализ законодательства регулирующее бесплатного обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями позволяет сделать вывод, что такое обеспечение осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов и соответственно прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт.

Кроме того, согласно п. 22 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л), действительны в течение 30 дней со дня оформления. Тем самым Министерство не имеет возможности выдать истцу лекарственный препарат <данные изъяты> вследствие истечения срока годности данных рецептов.

Представитель третьего лица, АО «УльяновскФармация», в судебном заседании не присутствовал. В отзыве на иск указал, что в настоящее время АО «УльяновскФармация» является Исполнителем услуги по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий льготным категориям граждан. Вопросы, касающиеся поставки лекарственных препаратов и медицинских изделий на склад для дальнейшего отпуска из аптек, находится вне рамок полномочий. Поставка осуществляется по итогам проведенных Минздравом аукционов различными поставщиками - победителями аукционов. Таким образом, отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется при наличии их поставки на склад на основании выписанных рецептов.

Рецепты, указанные в исковом заявлении, не обеспечены, в связи с тем, что Министерством здравоохранения Ульяновской области не были закуплены запрашиваемые лекарственные препараты.

Представитель третьего лица, ГУЗ "Городская поликлиника № 4", в судебном заседании не присутствовал. В отзыве на иск указал, что Валеев Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом: <данные изъяты>

Право на льготное лекарственное обеспечение на 2019 год сохранил.

Льготные лекарственные препараты выписываются в месячной потребности согласно заявке, утвержденной Министерством здравоохранения Ульяновской области, что подтверждается отчетом о лекарственных средствах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск лекарственных средств должен осуществляться через аптечные сети.

В силу пункта 3,14 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (Министерство здравоохранения Ульяновской области) относится организация работы по обеспечению лекарственными препаратами лиц, которые имеют право на льготное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами за счет средств бюджета.

Такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Контроль за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года №890 возложен на орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются согласно законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, то есть строго в рамках выделенного финансирования. При этом в первую очередь закупаются лекарства, далее на имеющиеся средства - медицинские изделия. В регионе принимаются все возможные меры по закупке лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения больных сахарным диабетом.

Представитель территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Валеев Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом: <данные изъяты>

Право на льготное лекарственное обеспечение на 2019 год сохранил.

Согласно п.п. 1 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

В соответствии с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п.п. 2.1, 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России.

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения определенной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», п. 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Пунктом 2.5.1 указанного Порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999    №    178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

    В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

    Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    В соответствии с п. 4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.

Валееву Р.Х. лечащим врачом поликлиники ГУЗ «Городская поликлиника № 4» назначены препараты <данные изъяты>

Между тем,    не обеспечены    аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» выписанные ГУЗ «Городская поликлиника № 4» льготные рецепты на лекарственные препараты: <данные изъяты>

В связи с изложенным Валеев Р.Х. вынужден был приобрести препараты на собственные средства: <данные изъяты> на сумму 119 руб., а всего на сумму 1 054 руб. 90 коп.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Валеева ФИО11 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Валеева ФИО12 лекарственными препаратами <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Валеева ФИО13 в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов <данные изъяты>

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Валеева ФИО14 лекарственным препаратом Глибенкламид по рецепту от 05.03.2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                     Л.Н.Матвеева

2-3408/2019 ~ М-3254/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Валеева Р.Х.
Валеев Р.Х.
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
ГУЗ "Городская клиническая больница № 4"
ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области
АО "УльяновскФармация"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Матвеева Л. Н.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
02.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2019Подготовка дела (собеседование)
15.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Дело оформлено
03.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее