Решение по делу № 2а-3635/2020 от 28.05.2020

Копия                                        Дело а-3635/2020

24RS0-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года                                 <адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бацунина Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО19,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 к Министерству строительства <адрес>, Службе строительного надзора и жилищного контроля <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 обратились в суд с иском Министерству строительства <адрес>, Службе строительного надзора и жилищного контроля <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что истцы являются участниками долевого строительства многоэтажного <адрес> со встроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением в <адрес> строение 6,7. Застройщиком указанного многоквартирного дома является ООО «Зодчий». По условиям заключенных между административными истцами и ООО «Зодчий» договоров долевого участия срок окончания строительства вышеуказанного дома и передача квартир участникам долевого строительства был определен до ДД.ММ.ГГГГ, однако, обязательства по строительству дома застройщиком не исполнены до сегодняшнего дня. ООО «Зодчий» неоднократно в одностороннем порядке переносило сроки сдачи дома, строительство дома не осуществляется, рабочие бригады отсутствуют, техника стоит, строительные материалы на территории строительной площадке отсутствуют. Фактически ООО «Зодчий» является финансово несостоятельным, от банкротства уклоняется, в связи с чем, административные истцы, как участники долевого строительства, не имеющие денежных требований к застройщику не могут самостоятельно реализовать свои права в рамках Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, денежные средства в размере неуплаченной страховой премии по договорам страхования также не были оплачены ООО «Зодчий» в компенсационный фонд. ДД.ММ.ГГГГ участниками долевого строительства выше указанного многоэтажного жилого дома было направлено коллективное обращение <адрес> о принятии предусмотренных законом мер, направленных на восстановление прав участников долевого строительства. В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в адрес дольщиков направлено письмо информационного характера, которое не содержит сведений о принятом решении. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства <адрес> направлено письмо, согласно которому органы исполнительной власти края не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, и вопросы своевременного исполнения обязательств по договорам долевого участия относятся к категории гражданско-правовых отношений, в рамках которых претензии и споры разрешаются в судебном порядке. На основании изложенного административные истцы считают, что Министерство строительства <адрес> и Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> уклонились от рассмотрения по существу обращения, в связи с чем просят: признать незаконным бездействие Министерства строительства <адрес> и Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, выразившееся в не рассмотрении коллективного обращения от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство строительства <адрес> и Службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> рассмотреть по существу коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

Административные истцы ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административные истцы ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО12, ФИО22, ФИО16, ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО4, ФИО15 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Министерство строительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что у Министерства в соответствии с положением отсутствуют полномочия по понуждению ООО «Зодчий» исполнять свои обязательства по договору долевого участия и в рамках своей компетенции были приняты все меры, предусмотренные действующим законодательством для восстановления прав административных истцов, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, администрация <адрес>, Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства», администрация Красноярского каря в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным, рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 являются участниками долевого строительства многоэтажного жилого <адрес> со встроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением в <адрес> строение 6,7, что подтверждается представленными договорами о долевом участии в строительстве многоэтажного дома.

Застройщиком указанного дома является ООО «Зодчий», по условиям договоров, заключенных между административными истцами и ООО «Зодчий» определен срок окончания строительства и передачи квартир участникам долевого строительства, до ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени обязательства по строительству дома застройщиком не исполнены.

В связи с неоднократным переносом ООО «Зодчий» сроков сдачи дома, ДД.ММ.ГГГГ от участников долевого строительства в адрес губернатора <адрес> направлено обращение о принятии мер к восстановлению прав участников долевого строительства.

В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направило ответ, согласно которому в соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти края не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.

В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дан ответ , из которого следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> внесен в Единый реестр проблемных объектов.

Также, из материалов дела усматривается, что в отношении ООО «Зодчий» на регулярной основе проводились проверки.

Генеральный директор ООО «Зодчий» ФИО20 неоднократно признавался виновным в административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.28 КоАП, РФ ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, ч.4 ст.14.28 Ко АП РФ.

Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в отношении застройщика ООО «Зодчий» внесены предостережения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ также Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> ООО «Зодчий» внесено предписание об устранении выявленных нарушений -ж и 163/1-ж.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Зодчий» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Генерального директора публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» <адрес> направлено обращение об инициировании процедуры банкротства в отношении застройщиков ООО «Зодчий», ООО СК «Зодчий», ООО «Свой дом».

ДД.ММ.ГГГГ дан ответ Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства», согласно которому Фонд обратился в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании ООО «Зодчий» банкротом.

Оценивая представленные доказательства, учитывая нормы действующего законодательства, суд учитывает следующее.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 214-ФЗ) застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.

Ч. 3 ст. 6 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом предусмотрена гражданская ответственность застройщика за ненадлежащее неисполнение обязательств, предусмотренных договором.

В рамках Федерального закона № 151-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается формирование единого реестра проблемных объектов.

Под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае не урегулирования застройщиком требования кредитора, может быть введена процедура банкротства застройщика. В таком случае удовлетворение требований участников строительства возможно за счет механизмов, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 218-ФЗ)

В соответствии с ч. 1 п. 2 Закона № 218-ФЗ публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд) создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений. Под участником строительства в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, Фонд формирует имущество в том числе за счет взносов Российской Федерации, иных публично-правовых образований и расходует его на выплаты возмещения гражданам, заключившим договоры с добросовестными застройщиками. Указанные возмещения гражданам по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений при несостоятельности (банкротстве) застройщика, осуществляются в случаях, если по таким договорам застройщиком не уплачивались обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд.

В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п Министерство является органом исполнительной власти <адрес>, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов осуществляет нормативное правовое регулирование и разработку проектов и законов края, проектов правовых актов <адрес> и <адрес> в областях (сферах) градостроительной деятельности, жилищных отношений в части переселения и улучшения жилищных условий граждан на территории края.

В соответствии с Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п служба строительного надзора осуществляет на территории <адрес> государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, то есть, осуществляет функции контролирующего органа в рамках полномочий, предусмотренных ст. 23 Закона № 214-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, у Министерства строительства <адрес> и Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> отсутствуют полномочия по понуждению ООО «Зодчий» исполнять свои обязательства по договору долевого участия, в том числе и обращения в Публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» в части инициирования процедуры банкротства в отношении застройщика.

Из материалов дела усматривается, что в рамках своих полномочий Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> инициировало проверки в отношении ООО «Зодчий» по итогам которых в отношении ООО «Зодчий» и генерального директора ООО «Зодчий» вынесено ряд постановлений о привлечении к административной ответственности.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Генерального директора публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» <адрес> направлено обращение об инициировании процедуры банкротства в отношении застройщиков ООО «Зодчий», ООО СК «Зодчий», ООО «Свой дом».

Из представленных в материалы дела сведений, размещённых на официальном сайте администрации <адрес> следует, что Публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» подготовлены заявления в Арбитражный суд <адрес> заявления о признании застройщиков группы компаний «Зодчий» банкротами.

Согласно сведениям, содержащихся в картотеке Арбитражный дел, определением Арбитражного суда <адрес> от 16.09.20120 года по делу № принято к производству заявление Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» о вступлении в дело о банкротстве в деле по заявлению ООО «Санэл» о признании ООО «Зодчий» несостоятельным (банкротом).

Кроме того, в судебном заседании административные истцы не подтвердили факт того, что с заявлением о признании ООО «Зодчий» банкротом обращались как в Фонд, так и в Арбитражный суд <адрес>.

Более того, согласно представленному в материалы дела Постановлению <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, многоэтажный жилой <адрес> со встроенными жилыми помещениями и инженерным обеспечением по адресу: <адрес>, <адрес> включен в перечень незавершенных строительством многоквартирных домов.

Таким образом, учитывая, что ответы на обращение от ДД.ММ.ГГГГ были даны истцам, вопреки принципу диспозитивности и положениям ст. 62 КАС РФ, административными истцами не представлены доказательства о признании данных ответов незаконными, равно как и доказательств, свидетельствующих о незаконности бездействия как Министерства строительства <адрес>, так и Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, а также учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела процедура банкротства в отношении ООО «Зодчий» инициирована, в том числе Публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» путем подачи в Арбитражный суд <адрес> заявления о признании ООО «Зодчий» банкротом, что свидетельствует о том, что права участников долевого строительства восстановлены, в связи с чем, суд не усматривает, что оспариваемое бездействия административных ответчиков нарушает права и свободы административных истцов.

На основании изложенного, суд полагает, что требования административных истцов о признании незаконным бездействия, возложении обязанности являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 к Министерству строительства <адрес>, Службе строительного надзора и жилищного контроля <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                            Е.Г. Бацунин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья                                              Е.Г. Бацунин

28.05.2020Регистрация административного искового заявления
29.05.2020Передача материалов судье
02.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
02.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее