Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-459/2021 (2-3021/2020;) ~ М-3114/2020 от 24.12.2020

63RS0007-01-2020-004235-62

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                             «24» февраля 2021 года

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

при секретаре Делия И.О.,

с участием:

Милкиной А.Х., действующей в качестве представителя истцов Люкшина С.А., Люкшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-459/2021 по исковому заявлению Люкшина С. А., Люкшиной Е. В. к администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области о признании права собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Люкшин С.А., Люкшина Е.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области о признании права собственности на земельные участки, указав, что они являются собственниками земельных участков с кадастровым номером , площадью 501 кв.м, и с кадастровым номером , площадью 400 кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>. Земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Также путем раздела был образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 155 кв.м, впоследствии чего они отказались от права собственности на земельный участок, так как земельный участок был образован для проезда к соседним земельным участкам. В ДД.ММ.ГГГГ они обратились к ответчику с заявлением о предоставлении им в собственность земельных участков в порядке перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 231 кв.м, и площадью 183 кв.м, в кадастровом квартале . В соответствии с результатами кадастрового учета образованных земельных участков с кадастровыми номерами между ними и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ были заключены соглашения и              о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. ДД.ММ.ГГГГ они и ответчик обратились в уполномоченный орган за осуществлением государственной регистрации права собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , однако были получены отказы в государственной регистрации права, мотивированные тем, что из земель, с которыми была осуществлена процедура перераспределения земельного участка, принадлежащего на праве собственности одному лицу, возможно было образовать самостоятельные земельные участки без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. С указанным отказом они не согласны. Размеры образованных земельных участков не превышают максимальных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы Люкшин С.А., Люкшина Е.В. просят суд признать за ними право общей совместной собственности земельный участок площадью 732 кв.м, с кадастровым номером , отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>; признать за ними право общей совместной собственности земельный участок площадью 583 кв.м, с кадастровым номером отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Милкина А.Х., действующая в качестве представителя истцов Люкшина С.А., Люкшиной Е.В., заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить. На дополнительные вопросы суда, о том какие права истцов нарушаются ответчиком -администрацией городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, и какой спор имеется между истцами и указанным ответчиком, Милкина А.Х. пояснила, что права истцов со стороны администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области не нарушаются и между ними не имеется спора относительно признания права собственности на заявленные в иске земельные участки.

Представитель ответчика Администрации г.п. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которому против удовлетворения исковых требований не возражает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо Управление Росреестра по Самарской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств суду не представило.

Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Положениями ст. 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (п. п. 1, 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).

Основания перераспределения земельных участков установлены п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.

Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Таким образом, для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий:

1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.

Порядок предоставления в собственность земель, находящихся в публичной собственности, установлен ст.ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ и по общему правилу предусматривает проведение необходимых публичных процедур.

Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе, в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (пп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании пп. 1 п. 9 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 данного Кодекса.

Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года                  N 1266-О, Земельный кодекс РФ, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в ст. 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.

При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в ст. 11.9Земельного кодекса РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 25Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, необходимо проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.

Согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ главой V.4 Земельного кодекса РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

При перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании.

Иное толкование положений Земельного кодекса РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (ст. 11.6 Земельного кодекса РФ), то следует отметить, что Земельного кодекса РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из представленных в материалы дела документов судомустановлено, что истцам Люкшиным С.А., Е.В. на праве общей совместной собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

По заявлению Люкшиных С.А., Е.В. вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером , был разделен на два самостоятельных земельных участков, в результате чего были образованы два земельных участка с кадастровым номером , площадью 501 кв.м, и с кадастровым номером , площадью 400 кв.м.

Постановлениями администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ           и , утверждены схемы расположения образуемых земельных участков: площадью 732 кв.м, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , и площадью 583 кв.м, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ между Люкшиным С.А., Люкшиной Е.В. и администрацией городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области заключено соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности. В соответствии с данным соглашением произведено перераспределение смежных земельных участков следующим образом: земельного участка, площадью 183 кв.м, кадастровый квартал , расположенного по адресу: <адрес> относящегося к землям государственная собственность на который не разграничена, и принадлежащего Люкшиным С.А., Е.В. земельного участка, площадью 400 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В результате указанного перераспределения образован земельный участок, площадью 583 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства.

Предусмотренная данным соглашением плата за увеличение площади земельных участков в размере 24 414,03 руб., произведена Люкшиными С.А., Е.В. в полном объёме, что подтверждается соответствующими чек-ордерами ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Люкшиным С.А., Люкшиной Е.В. и администрацией городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области заключено соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности. В соответствии с данным соглашением произведено перераспределение смежных земельных участков следующим образом: земельного участка, площадью 231 кв.м, кадастровый квартал , расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к землям государственная собственность на который не разграничена, и принадлежащего Люкшиным С.А., Е.В. земельного участка, площадью 501 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В результате указанного перераспределения образован земельный участок, площадью 732 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства.

Предусмотренная данным соглашением плата за увеличение площади земельных участков в размере 30 817,71 руб., произведена Люкшиным С.А., Е.В. в полном объёме, что подтверждается соответствующими чек-ордерами ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ.

С целью регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , Люкшины С.А., Е.В. обратились в Управление Росреестра по Самарской области.

Однако Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приняты решения об отказе в государственной регистрации права на данные земельные участки на основании п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, о чем составлены соответствующее уведомления                              , .

Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «Поволжье», усматривается, что в месте расположения исходного земельного участка, до момента первичного перераспределения земель, имелась площадь, достаточная для образования самостоятельного земельного участка в соответствии с минимальными размерами, предусмотренными Правилами землепользования и застройки городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, утвержденными решением Собрания Представителей городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, до момента первичного перераспределения земель имелась возможность образования самостоятельного земельного участка, который мог стать предметом аукциона на право предоставления в собственность или в аренду неопределенному кругу лиц с соблюдением требований публичности. В связи с чем, суд приходит к выводу о несоответствии как первичного так и последующего соглашений о перераспределении земель, заключенных между администрацией и Люкшиными С.А., Е.В., требованиям закона, поскольку при заключении нарушен пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, так как у администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области имелись основания к отказу в заключении первичного соглашения.

Кроме того, в силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Положение указанной статьи подразумевает наличие спора между истцом (истцами) и ответчиком.

Между тем, представленные документы не содержат доказательств, подтверждающие наличие спора между Люкшиным С.А., Люкшиной Е.В. и администрацией городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в отношении заявленных в иске земельных участков.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.

Из смысла данной нормы следует, что истец (истцы) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. При этом, изложенные основания иска должны соответствовать его предмету, то есть материально-правовому требованию, а в силу ст. 56 ГПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из содержания искового заявления и представленных документов следует, что Люкшины С.А., Е.В. фактически выражают несогласие с действиями (решениями) Управления Росреестра по Самарской области.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, в данном случае, Люкшины С.А., Е.В. не лишены права обратиться в суд с административным исковым заявлением об обжаловании действий (решений) Управления Росреестра по Самарской области.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что следует отказать в удовлетворении иска Люкшина С.А., Люкшиной Е.В. к администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в полном объёме в удовлетворении иска Люкшина С. А., Люкшиной Е. В. к администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области о признании права собственности на земельные участки.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                 А.В. Бредихин

В окончательной форме решение изготовлено 02.03.2021 года.

2-459/2021 (2-3021/2020;) ~ М-3114/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Люкшин С.А.
Люкшина Е.В.
Ответчики
Администрация г.п. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Бредихин А. В.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
24.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2021Предварительное судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее