Дело №2-990/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе : председательствующего Лиманской В.А.
при секретаре Елисеевой Е.В.
27 февраля 2015 года в г. Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстовой В.В. к администрации городского округа – <адрес> о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным,
УСТАНОВИЛ :
Толстова В.В. обратилась в суд с иском, уточнив который просила признать отказ администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в заключении договора аренды земельного участка незаконным.
В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит строение по адресу <адрес> земельный участок под которым находится в аренде у истца. К принадлежащему истцу строению подходят все необходимые коммуникации и дорога. Истцом было принято решение о реконструкции принадлежащего ей строения для устройства здания почты. Для этих целей она обратилась в администрацию городского округа – <адрес> с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка в аренду. Постановлением администрации городского округа – <адрес> №... на истца была возложена обязанность осуществить проект планировки земельного участка площадью 9,88 га, что было необходимо для заключения договора на развитие территории. По результатам исполнения указанного постановления было получено положительное заключение. Также были проведены публичные слушания, на которых принято единогласное решение за обустройство нового почтового отделения. Истец обратилась в администрацию городского округа – <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, на что ею получен ответ от "."..г. №№... который она считает незаконным.
В судебном заседании истец Толстова В.В. доводы своего иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель истца Филиппов А.С. в судебном заседании считал основания отказа в предоставлении истцу земельного участка в аренду незаконными.
Представитель истца Туаев В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Щеглова А.М. в судебном заседании полагала основания отказа истцу в предоставлении земельного участка в аренду основанными на законе, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Бондаренко В.Е. в судебном заседании считал исковое заявление не обоснованным, поскольку транзитный проезд на территории микрорайона запрещен. Обеспечить проезд к планируемому истцом зданию невозможно, поскольку планируемый проект строительства (реконструкции) предполагает размещение на земельном участке, находящемся внутри жилой зоны и проезд по жилой зоне путем транзита запрещен. Кроме того, планируемое истцом к реконструкции здание занимает более 50% от площади земельного участка, тогда как площадь застройки должна составлять не более 40% от площади занимаемого земельного участка. Таким образом, чтобы соблюсти необходимые требования к размеру земельного участка, требуется выделение дополнительно еще 400 кв.м. земельного участка, однако таких возможностей на месте нахождения объекта недвижимости истца не имеется. Топографическая съемка подтверждает выводы администрации городского округа об отсутствии возможности осуществления проезда к реконструируемому истцом зданию.
Представитель третьего лица комитета земельных ресурсов администрации городского округа – <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Толстовой В.В.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой располагается земельный участок.
В соответствии с п. 6 - 8, 11, 12, 14 ст. 1ГрК РФ градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Пунктом 5 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с ч. 1, 4, 7, 8, 9 ст. 36ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником в ? доли объекта недвижимости – здания магазина, назначением торговое, общей площадью 137,3 кв.м., состоящего из двух этажей, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от "."..г. года, копией свидетельства о заключении брака, из которого видно, что истец сменила фамилиюХамраева на Толстова.
"."..г. истец обратилась в администрацию городского округа – <адрес> с заявлением предоставлении в аренду земельного участка для осуществления реконструкции магазина по адресу <адрес> путем строительства капитального строения площадью 200,0 кв.м. без учета отмостки с назначением - почта.
К поданному заявлению истцом было приложено постановление администрации городского округа – <адрес> №... от "."..г. года, которым утверждена документация «Проект планировки и межевания застроенной территории 31 микрорайона городского округа – <адрес>».
Проект планировки был осуществлен истцом на основании постановления администрации городского округа – <адрес> №... от "."..г. и задания на разработку градостроительной документации №... от "."..г. года.
Изготовленный истцом проект планировки и межевания застроенной территории <адрес> городского округа – <адрес> был признан соответствующим требованиям технических регламентов, Городскому положению «генеральный план городского округа – <адрес>», иным нормативным актам и рекомендован к рассмотрению на публичных слушаниях, что подтверждается копией заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округ – <адрес> №... По результатам проведения "."..г. публичных слушаний принято решение одобрить документацию проект планировки и межевания застроенной территории <адрес> городского округа – <адрес>.
В ответ на заявление истца о предоставлении земельного участка в аренду, администрацией городского округа – <адрес> направлено письмо от "."..г. №... о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка на заявленных условиях в связи с несоответствием следующим требованиям : п. 2.10, п. 2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которым запрещено размещение на территории дворов жилых зданий любых предприятий торговли, общественного питания и автостоянок общественных организаций, кроме гостевых, а по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта (подъезд к планируемому объекту невозможно организовать самостоятельно без проезда по придомовой территории); статье 41 ГрК РФ, согласно которой обязательным условием является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку (отсутствует возможность организации самостоятельного проезда); пункту 4 статьи 2 ГрК РФ, согласно которому строительство объектов осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (проектом планировки и межевания данной территории самостоятельный проезд к участку не предусмотрен), а также в связи с расположением на участке инженерных сетей и элементов благоустройства застроенной территории (детской площадки, зеленых насаждений, пешеходных дорожек, мест для отдыха).
Из чертежа планировки территории <адрес> <адрес> усматривается, что испрашиваемый истцом в аренду земельный участок находится внутри территории жилого <адрес>, где под №... обозначено существующее строение магазина, принадлежащее истцу, под №... обозначен проектируемый истцом объект недвижимости. При этом, как существующее здание, так и планируемый объект недвижимости возможности организации отдельного проезда, не затрагивающего территорию жилого микрорайона, не имеют и находятся в непосредственной близи от существующих пешеходных тротуаров, внутриквартальныхпроездов.Указанное также подтверждается топографической съемкой местности.
Оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об отказе Толстовой В.В. в удовлетворении заявленных требований.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном ст. 30 ЗК РФ. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки. Наличие утвержденного проекта планировки и межевания территории не дает заявителю преимущественного права в предоставлении земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Таким образом, исходя из приведенных вышеположений, принятию органом местного самоуправления решения и публикации сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов предшествует проведение работ по формированию земельного участка (выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ от "."..г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка).
Пунктом 10 ст. 38 ФЗ от "."..г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса РФ, содержащей основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, строительство должно осуществляться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, при обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Согласно пункту 4 статьи 41 Градостроительного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки письма от "."..г. № 07-04/10294) в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
Таким образом, условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов, как к образуемому земельному участку, так и к соседним. По смыслу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и виды планировки застройки территории, а также в соответствии с п. 6 ст. 11.6 Земельного кодекса РФ недопустимо формирование земельных участков для строительства, приводящее к вклиниванию, изломанности границ, невозможности использования объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Пунктом 2.1 ст. 26 ФЗ от "."..г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен.
Как установлено судом, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания застроенной территории <адрес> городского округа – город Волжский, образуемый земельный участок ограничен существующим земельным участком под зданием школы, а также земельными участками, образуемыми для эксплуатации многоквартирных жилых домов. Организация транзитного проезда от земель общего пользования к образуемому земельному участку не предусмотрена. Отсутствие проезда исключает возможность формирования земельного участка в границах, предусмотренных проектом планировки, для строительства объекта недвижимости в соответствии с п. 2.10, п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которым по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта, а при размещении почты – в соответствии с требованиями ст. 31 Федерального закона от "."..г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» земельные участки под строительство городских узлов связи должны предоставляться с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставляемых автомобилями.
Судом установлено, что спорный земельный участок не сформирован в установленном порядке как индивидуально-определенный объект недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от "."..г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при этом не определены уникальные характеристики данного объекта, границы его не установлены на местности. По указанным основаниям данный земельный участок не может являться самостоятельным объектом права.
Кроме того, проведение работ по формированию земельного участка в границах, предусмотренных проектом планировки в целях его предоставления в аренду в порядке, установленном п. 4 ст. 30 ЗК РФ может привести к нарушению прав Толстовой В.В. как собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся внутри образуемого земельного участка, также не обеспеченном самостоятельным проездом и проходом.
Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
При установленных обстоятельствах, отказ администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. года в предоставлении Толстовой В.В. в аренду земельного участка ориентировочной площадью 200,0 кв.м., прилегающего к земельному участку по адресу <адрес>, под реконструкцию существующего магазина является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Толстовой В.В. в иске к администрации городского округа – <адрес> о признании незаконным отказа от "."..г. в предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 200,0 кв.м., прилегающего к земельному участку по адресу <адрес>, под реконструкцию существующего магазина – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья : подпись
Справка: мотивированный текст решения составлен "."..г..
Судья :подпись