№ 2а-786/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2020 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Карабанова А.С.,
при секретаре Минеевой Т.Г.,
с участием административного истца Тарасова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасова А.В. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г. Ульяновска об отмене решения и возложении обязанности зарегистрировать членов семьи по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов А.В. обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска об отмене решения об отказе в регистрации членов семьи по месту жительства и возложении обязанности зарегистрировать его членов семьи по месту жительства.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Тарасов А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением о регистрации его супруги Тарасовой М.А. и сына Тарасова М.А. по месту жительства по указанному адресу.
В регистрации членов его семьи по месту жительства Тарасову А.В. было отказано по причине отсутствия согласия остальных собственников данного жилого дома.
В этой связи Тарасов А.В. просил суд отменить решение об отказе в регистрации членов семьи по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска зарегистрировать его членов семьи по месту жительства по адресу: <адрес>.
Административный истец Тарасов А.В. в судебном заседании на административном иске настаивали, поддержав доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Дополнительно пояснил, что получить согласие другого собственника жилого <адрес> в г. Ульяновске Сампетовой И.Х. он не может по причине проживания последней в <адрес>.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства.
Заинтересованные лица Тарасова М.А. и Тарасов М.А. в судебном заседании поддержали административный иск.
Заинтересованные лица Сампетов Н.Ю., Сампетов В.Г. и Сампетова И.Х. в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, извещались о времени и месте судебного слушания.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит административному истцу Тарасову А.В. (1/2 доли) и заинтересованным лицам Сампетову Н.Ю. (50/300 долей), Сампетову В.Г. (50/300 долей) и Сампетовой И.Х. (50/300 долей).
ДД.ММ.ГГГГ Тарасов А.В. обратился в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска по вопросу постановки на регистрационный учет по указанному адресу в качестве членов своей семьи Тарасовой М.А. и Тарасова М.А.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Тарасов А.В. был уведомлен о невозможности регистрации указанных лиц по месту жительства по адресу: <адрес>, по причине отсутствия согласия всех собственников данного индивидуального жилого дома.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Деятельность ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска по постановке граждан России на регистрационный учет по месту жительства осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 984.
Порядок осуществления регистрации граждан по месту жительства регламентирован Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила).
В соответствии с п. 16 Правил Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ч. 1). Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса (ч. 2).
На основании ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Из содержания приведенных норм следует, что гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в том жилом помещении, в которое он вправе вселиться для постоянного проживания. В свою очередь, вселиться для постоянного проживания гражданин вправе только в то помещение, в отношении которого у него имеется право пользования.
Таким образом, регистрация по месту жительства является следствием не только выбора гражданином места жительства, но и наличия у гражданина права пользования жилым помещением, в котором он намерен проживать.
Учитывая, что жилое помещение – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, и соглашение о порядке пользования данным домом между участниками долевой собственности не разрешен в установленном законом порядке, для регистрации Тарасовой М.А. и Тарасова М.А. по месту жительства по указанному адресу возможно только с согласия всех участников долевой собственности.
Однако заявители не представили в регистрирующий орган ни заявление остальных сособственников об их согласии на вселение заявителей, ни соглашение об установлении порядка пользования, ни соответствующее решение суда.
С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что решение ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска об отказе в регистрации членов семьи заявителя по месту жительства является законным и обоснованным, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Порядок принятия оспариваемого решения не нарушен. В этой связи в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Тарасова А.В. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г. Ульяновска об отмене решения и возложении обязанности зарегистрировать членов семьи по месту жительства отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Карабанов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>