г. Клин 10 марта 2016 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Булыгиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-922/16 по иску Николаева С. А., Николаевой В. А. к администрации Клинского муниципального района о признании права собственности на комнаты в общежитии в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно лицевому счету №, истцы Николаева В.А., /дата/ рожд., и Николаев С.А., /дата/. рожд., зарегистрированы по /адрес/, общая площадь /данные изъяты/, жилая площадь /данные изъяты/, количество комнат: 2, тип жилья: муниципальный. Николаева В.А. зарегистрирована с /дата/, Николаев С.А. зарегистрирован с /дата/ - со дня рождения.
Истцы обратились в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указали, что ранее занимаемые ими комнаты имели № и №. В данный момент, в соответствии с новым техническим планом БТИ, данные комнаты имеют № и №
Истцы обратились в администрацию Клинского муниципального района с просьбой заключить с ними договор передачи жилого помещения в собственность, однако, получили отказ в приватизации, который истцы считают незаконным по следующим основаниям:
Данный вопрос обсуждался на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации 7 июня 2006 года и ответ на него утвержден и включен в Обзор судебной практики за I квартал 2006 года в следующей редакции: статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде,…на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние сохраняют право на однократную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Истцы указали, что являются нанимателями отдельных комнат; в соответствии с лицевым счетом оплата коммунальных услуг и комнат осуществляется по ставкам, предусмотренным для обычного жилья; блок, в котором расположены комнаты, является изолированным, со всеми удобствами (кухня, санузел, балкон, кладовка); блок, в котором расположена комната, частично не соответствует признакам общежития, так как не укомплектован мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами - данная норма следует из п. 3 ст. 94 ЖК РФ. В Примерном положении об общежитиях, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328, которое продолжает действовать в части, не противоречащей ЖК РФ, к иным предметам относятся предметы культурно-бытового назначения, необходимые для проживания граждан, занятия и отдыха. Для этих целей в общежитии должны предусматриваться не только необходимые помещения и инвентарь, но и выделяться отдельные специалисты, занимающиеся вопросами культуры, физической культуры и спорта.
Истцы не использовали своего права на приватизацию.
Истцы просят признать за ними право долевой собственности по 1/2 доле в праве каждому, в порядке приватизации, на жилое помещение - комнаты, находящиеся по /адрес/, общей площадью /данные изъяты/, жилой - /данные изъяты/, и указать в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Представитель истцов поддержал заявленные исковые требования.
Администрация Клинского муниципального района представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя и указала, что действующее жилищное законодательство не содержит запрета для муниципальных образований, имеющих в собственности жилищный фонд, на использование его в соответствии с целевым назначением, в том числе в качестве специализированного жилищного фонда. (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 4 июня 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР, действовавшего на момент заселения истцов в общежитие, и ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Фактическое пользование комнатами не может свидетельствовать о возникновении у истцов права на приватизацию жилых комнат. .
Проверив материалы дела, заслушав представителя истцов, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года N 1541-1, с последующими изменениями и дополнениями, предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 указанного Закона жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (далее - Вводный закон), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма (ордер на вселение).
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по ордеру на вселение.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения на основании ордера о вселении, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений об ордере на вселение, граждане, занимавшие жилое помещение, также приобретают право пользования им на условиях ордера на вселение, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 Вводного закона в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам на основании ордера на вселение, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно справке ООО «МосОблЕИРЦ» от /дата/, истица Николаева В.А. зарегистрирована по /адрес/, без указания номера занимаемых комнат. Ордер не сохранился. . Истец Николаев С.А. был вселен в общежитие к матери.
В паспортах истцов указан адрес регистрации: /адрес/
То обстоятельство, что в лицевом счете № указано, что истцы занимают в общежитии комнату №, в выписке из домовой книги указано, что истцы занимают в общежитии комнату №, в справке зав. общежитием от /дата/. (без печати) указано, что истцы проживают в комнатах № и №ранее имевших номера № и №), не свидетельствует о том, что истцы занимают спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцам на условиях договора социального найма не принималось.
Истцами не представлено доказательств того, что занимаемое ими жилое помещение в общежитии до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации находилось в жилом доме, принадлежавшем государственному или муниципального предприятию либо государственному или муниципальному учреждению и было передано в ведение органов местного самоуправления.
Оценив представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, так как жилое помещение, о котором заявлен спор, находится в общежитии и не подлежит приватизации.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ /░░░░░/, ░░░░░ ░░░░░░░░ /░░░░░░ ░░░░░░/, ░░░░░ - /░░░░░░ ░░░░░░/, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░