Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2922/2017 ~ М-3328/2017 от 17.11.2017

Дело № 2-2922/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 года Советский районный суд г. Владивостока в составе судьи Самусенко О.А., при секретаре Сисёлкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,

                 УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, просил суд обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории <данные изъяты> края на общей площади <данные изъяты>, из них: <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га, <данные изъяты> лесничество- <данные изъяты> га, <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Департаментом лесного хозяйства Приморского края ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда Приморского края.

Вступившими в законную силу решениями суда удовлетворены требования природоохранного прокурора об обязании Департамента провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> края.

Вместе с тем, согласно представленным данным, на землях лесного фонда <данные изъяты> края в бассейне <адрес> по прежнему необходимо проведение лесоустройства для обеспечения актуализации материалов лесоустройства на общей площади <данные изъяты>, из них <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га, <данные изъяты> лесничество<данные изъяты> га, <данные изъяты> лесничество <данные изъяты> га.

Площадь проведения лесоустройства на территории <данные изъяты> лесничества указана с учетом ранее вынесенного судебного решения об обязании проведения Департаментом лесоустройства на площади <данные изъяты> га, как разница между общей потребностью в проведении лесоустройства на территории лесничества в размере <данные изъяты> га и объемом <данные изъяты> га в соответствии с решением суда.

Департаментом запланированное к проведению лесоустройство, начиная с <данные изъяты> года не выполняется. В истекшем периоде <данные изъяты> года вопреки требованиям п.п. 4, 6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Департаментом также не принято результативных действий по организации проведения лесоустройства, что недопустимо.

Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводства лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности лесах.

В целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации.

В судебном заседании представитель прокуратуры на доводах иска настаивала.

Представитель Департамента лесного хозяйства Приморского края с заявленными требованиями не согласился, представил суду письменные возражения на иск, ссылаясь на отсутствие финансирования для проведения мероприятий по лесоустройству в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края. Основой спорного правоотношения является не бездействие Департамента, а отсутствие достаточного финансирования за счет средств субвенций из федерального бюджета, который обеспечивается Рослесхоз..

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, на которых расположены леса.

В силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В ст. 69.1 ЛК РФ указано, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от <дата> N 516 проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Буквальное толкование п. 150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10 летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что в свою очередь обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений.

Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Владивостока от <дата> исковые требования приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства удовлетворены.

Указанным решением суда на Департамент лесного хозяйства Приморского края возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по <данные изъяты> участковому лесничеству <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> края.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Владивостока от <дата> на Департамент лесного хозяйства Приморского края возложена обязанность провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края не занятой переданными для использования на основании договоров аренды лесными участками на общей площади <данные изъяты> га., из них <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га., <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га., <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га., <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га., <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га., <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га., в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, из представленных документов следует, что на землях лесного фонда <данные изъяты> края в бассейне <адрес> необходимо проведение лесоустройства для обеспечения актуализации материалов лесоустройства на общей площади <данные изъяты>, из них <данные изъяты> лесничество <данные изъяты>, <данные изъяты> лесничество <данные изъяты>, <данные изъяты> лесничество <данные изъяты>.

Факт того, что давность таксации лесов устарела, ответчиком не отрицается.

В силу указания п. 150 Лесоустроительной инструкции мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов не могут быть проектированы на основании устаревшей таксации, их проектирование осуществляется одновременно с повторной таксацией. Следовательно, проведение таксации необходимо для осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятии по охране, защите и воспроизводства лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности лесах и Лесного кодекса РФ.

Таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по указанному лесничеству.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала проведение на землях лесного фонда лесоустройства органам государственной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от <дата> <номер> «Об охране окружающей среды»: соблюдение права гражданина на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектами охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Нарушение требований ст. ст. 1, 8, 51, 53, 53.3, 67, 68, 69.1, 83 Лесного кодекса РФ является нарушением предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; существенно ущемляются права неограниченного круга лиц на свободное пользование и распоряжение природными ресурсами. Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушаются, не представляется возможным, так как это все граждане постоянно или временно проживающие в Приморском крае.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ.

Таким образом, установлено, что охрана лесов от пожаров на территории Приморского края не соответствует принципам и требованиям Лесного кодекса РФ, иным нормативно-правовым актам в области охраны лесов.

Отсутствие достаточного финансирования ответчика на производство лесоустройства в виде таксации, не является основанием для освобождения его от выполнения вышеуказанных требований лесного законодательства. В силу данного обстоятельства, довод ответчика о невозможности выполнить требования прокурора в связи с нехваткой финансирования не принимается судом во внимание.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на ответчика обязанности по производству лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса в указанных в иске лесничествах в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

Исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории <данные изъяты> края на общей площади <данные изъяты>, из них: <данные изъяты> лесничество- <данные изъяты>, <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га, <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты>,<данные изъяты> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока, исчисляя срок с <дата>.

Судья Самусенко О.А.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

<дата> Советский районный суд г. Владивостока в составе судьи Самусенко О.А., при секретаре Сисёлкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,

    Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

Исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории <данные изъяты> края на общей площади <данные изъяты>, из них: <данные изъяты> лесничество- <данные изъяты>, <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты> га, <данные изъяты> лесничество – <данные изъяты>,<данные изъяты> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.

Судья Самусенко О.А.

2-2922/2017 ~ М-3328/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Владивостокская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Департамент лесного хозяйства ПК
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
_Самусенко Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
17.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2017Передача материалов судье
21.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2017Подготовка дела (собеседование)
18.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2018Дело оформлено
27.03.2018Дело передано в архив
14.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее