63RS0№-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кулачкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3478/2020 по административному иску Круглова А.Г. и Барановой Н.П. о признании незаконными действий прокурора <адрес> и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Круглов А.Г. и Баранова Н.П. обратились в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указали, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № заместитель прокурора города Самары неправомерно направил заявление о привлечении к уголовной ответственности губернатора Самарской области и главы Администрации г.о. Самара за совершение ими должностных преступлений, предусмотренных ст.ст.136, 149 и ч.2 ст. 286 УК РФ для рассмотрения в Администрацию губернатора Самарской области и в Администрацию г.о. Самара соответственно.
Согласно п.5 ст.10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № запрещается пересылка жалобы в орган или должностному липу, решения либо действия которых обжалуются.
Согласно п.6 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному липу, решение или действие (бездействие которых обжалуется.
Поставленный ими в обращении вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам должностных преступлений не относится к компетенции Администрации губернатора Самарской области и Администрации г.о. Самара, в которые неправомерно направлено их обращение.
Таким образом, прокурор нарушил их - истцов право на обращение в орган государственной власти и право получать ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать незаконным направление прокурором <адрес> заявления от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в Администрацию губернатора Самарской области и в Администрацию г.о. Самара, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, обязать прокурора <адрес> устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов, дать им ответ по существу поставленных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ исх. № вопросов в установленный законом срок и принять конкретное процессуальное решение по заявлению.
В судебном заседании административные истцы поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против иска, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административные истцы обратились к руководителю Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Самарской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о должностных преступлениях с требованием о возбуждении уголовных дел по ст.ст.136, 149, ч.2 ст.286 УК РФ, признании их потерпевшими.
В следственных органах следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном УПК РФ (ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение зарегистрировано за вх. №ГРСК-4018-20 в СУ СК РФ по С. <адрес>, что подтверждается штампом регистрации на обращении.
Порядок проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации определен Приказом СК России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».
В соответствии с п.20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144,145 УПК.
Установлено, что после предварительного рассмотрения органом предварительного расследования указанное обращение не зарегистрировано как сообщение о преступлении в виду отсутствия признаков совершенного или готовящегося преступления, в связи с чем, по подведомственности для организации рассмотрения на действия должностных лиц администрации города Самары ДД.ММ.ГГГГ направлено в прокуратуру С. <адрес>.Таким образом, уполномоченным органом предварительного расследования дана оценка содержанию заявления о возбуждении уголовных дел (заявление не зарегистрировано как сообщение о преступлении, процессуальная проверка не инициирована). По вопросу об оценке действий должностных лиц администрации города Самары, принято решение о направлении обращения в органы прокуратуры.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение зарегистрировано в прокуратуре <адрес> вх. №ВО-6507-20-201.
Установлено, что при рассмотрении указанного обращения прокуратурой <адрес> проверены доводы обращения о совершении Г. С. <адрес> и Главой г.о. Самара должностных преступлений, возбуждении по данным фактам уголовных дел по ст.ст. 136, 149, ч.2 ст.286 УК РФ, а также о несогласии с запретами проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований) в С. <адрес> и г.о. Самара.
Правовое регулирование обеспечения права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому вопросы согласования либо отказа в согласовании проведения публичного мероприятия принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Законом С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в С. <адрес>» предусмотрено, что принятие решений по уведомлениям о проведении публичных мероприятий относится к компетенции департамента по вопросам общественной безопасности С. <адрес> и органов местного самоуправления г.о. Самара.
Департамент по вопросам общественной безопасности С. <адрес> является органом исполнительной власти С. <адрес>, не являющимся министерством С. <адрес> (иной орган исполнительной власти С. <адрес>), координацию и контроль деятельности которого осуществляет Администрация Г. С. <адрес> (п.3 Постановления Г. С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах структуры органов исполнительной власти С. <адрес>»).
В городском округе Самара вопросы принятия решений по уведомлениям о проведении публичных мероприятий отнесены к компетенции Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара, входящим в структуру Администрации г.о. Самары (распоряжение Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
Материалами дела подтверждается, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-р-4860-20/6507-201 заместитель прокурора <адрес> направил соответствующее заявление для рассмотрения в Администрацию Г. С. <адрес> и в Администрацию г.о. Самара.
Учитывая изложенное, обращение заявителей в части доводов о несогласии с запретами проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований) в С. <адрес> и г.о. Самара прокуратурой <адрес> обоснованно и по компетенции в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, направлено в Администрацию Г. С. <адрес> и Администрацию г.о. Самары (в вышестоящие органы, полномочные давать оценку законности и обоснованности принятым решениям по проведению публичных мероприятий).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не нарушал положений действующего законодательства и права административных истцов, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Круглова А.Г. и Барановой Н.П. о признании незаконными действий прокурора <адрес> и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам С. областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья