Р Е Ш Е Н И Е №2-1731/15
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 21 августа 2015 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
при секретаре судебного заседания Дубининой К.В.
с участием прокурора Бондаренко А.В.
представителя заявителя Кураленко Н.Н. по доверенности –Любимова А.В. представителя территориальной избирательной комиссии Волоколамского района - Авраменко И.А., представителя заинтересованного лица Каримовой Д.Б. по доверенности Сабанова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кураленко Н. Н.ча о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Каримовой Д. Б. кандидатом в депутаты,
Установил:
Кураленко Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Каримовой Д.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № <данные изъяты> ссылаясь на то, что кандидат в депутаты Каримова Д.Б. в заявлении о согласии баллотироваться не указала сведения о профессиональном образовании. В соответствии с подп. в.2 п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанное решение ТИК Волоколамского района от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
В судебном заседании представитель Кураленко Н.Н. по доверенности Любимов А.В. заявленные требования поддержал. Также указал, что в соответствии с пунктом 8.1. Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проведение предварительного внутрипартийного голосования (далее - ПВГ) является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Решением Регионального политического совета <адрес> регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности в органы местного самоуправления в <адрес>. Согласно пункта 1.2. Положения предварительное внутрипартийное голосование организуется и проводится в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации, общественным объединениям участвовать в политической жизни общества. Решение об определении модели проведения предварительного внутрипартийного голосования принимается не позднее, чем за 60 дней до дня, не ранее которого в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> о выборах могут быть назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования либо выборного должностного лица местного самоуправления (пункт 1.9. Положения). В силу положений пункта 2.2. Положения, решение о проведении предварительного внутрипартийного голосования в соответствии с установленной моделью принимается уполномоченным органом в срок, предусмотренный пунктом 1.9. настоящего Положения, и должно содержать дату начала и окончания процедуры предварительного внутрипартийного голосования. Указанное решение подлежит обязательному размещению (опубликованию) в течение суток с момента его принятия на сайте <адрес> регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также может быть направлено в организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, для опубликования. Решениями Организационного комитета по проведению предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в органы местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, размещенными на сайте <адрес> регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (решение от 02.04.2015, решение от 30.04.2015, решение от 22.06.2015) определено, что предварительное голосование в органы местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ должно быть проведено по модели № в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ. Решением Местного политического совета Волоколамского местного отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предварительное внутрипартийное голосование по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> будет проходить по модели № 1. При этом Региональный политсовет не принимал решения в соответствии с п. 1.4 Положения о делегировании каких-либо полномочий, касающихся процедуры проведения ПВГ, местному политсовету. Таким образом, решение местного политсовета противоречит Положению. Также, в нарушение п. 2.2 Положения, решение местного политсовета о проведении ПВГ не было размещено на сайте МОРО, а также в сети «Интернет», не опубликовывалось в средствах массовой информации, распространяемых на территории <адрес>. Тем не менее, в период, установленный решением Организационного комитета, кандидаты, желавшие принять участие в ПВГ, направили документы о своем выдвижении в Организационный комитет. В нарушение сроков, установленных пунктом 1.9. Положения, Местный политсовет ДД.ММ.ГГГГ принял решение о внесении изменений в свое решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым определил, что проведение ПВГ по определению кандидатур для последующего выдвижения на выборах ДД.ММ.ГГГГ будет проходить по модели № 3. Указанным решением также был сформирован оргкомитет в новом составе, которому было предписано собраться на первое заседание 30-го июня. Также, в нарушение п. 2.2. Положения, решение местного политсовета не содержит дат начала и окончания процедуры ПВГ. При этом все кандидаты, желающие принять участие в ПВГ, до ДД.ММ.ГГГГ предоставили в местный исполком документы, необходимые для участия в предварительном голосовании в качестве кандидатов. Исходя из взаимосвязанных нормоположений п. 2.6 и 2.8 Положения, выдвинуть свою кандидатуру для участия в ПВГ не мог ни один гражданин, желающий принять участие в ПВГ в качестве кандидата. В соответствии с принципом проведения предварительного внутрипартийного голосования по модели3, персональный состав выборщиков утверждается Организационным комитетом по проведению предварительного внутрипартийного голосования, при этом половина из общего числа выборщиков должна быть назначена из числа членов партии по предложению Местного политического совета. Однако, местный политсовет не предлагал выборщиков из числа членов партии для утверждения Организационным комитетом. ДД.ММ.ГГГГ в ЦКИТ «Родники» в <адрес> проводилось собрание граждан, имитирующее голосование по кандидатурам членов партии, якобы выдвинувшихся для участия в ПВГ. В нарушение п. 2.11 Положения, счетная комиссия производила подсчет голосов вне места проведения голосования. В нарушение п. 2.14 Положения, итоговый протокол утверждался не Организационным комитетом, а голосованием неизвестных лиц, присутствующих в месте проведения голосования. Местным политсоветом, являющимся структурным подразделением политической партии ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», грубо нарушены положения п. 8.1 Устава ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», так как фактически обязательное предварительное внутрипартийное голосование на выборах депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района не проводилось. Таким образом, местным политсоветом, выдвинувшим кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района, нарушен порядок выдвижения кандидатов, предусмотренный ФЗ «О политических партиях», что противоречит положениям пункта 2 статьи 35 Федерального закона. Несоблюдение требований к выдвижению кандидата Каримовой Д.Б., предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» и Уставом партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является существенным нарушением провозглашенного в статье 39 Федерального закона принципа равенства кандидатов и является безусловным основанием для отмены решения о его регистрации в качестве кандидата.
Представитель Волоколамской территориальной избирательной комиссии Авраменко И.А. возражала против удовлетворения заявления, считает решение ТИК Волоколамского района № от ДД.ММ.ГГГГ законным.
Представитель заинтересованного лица Каримовой Д.Б. по доверенности Сабанов О.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагает решение ТИК Волоколамского района № от ДД.ММ.ГГГГ законным. Также указал, что Каримова Д.Б. в 1988 году поступила в Ферганский Государственный Педагогический институт имени Улугбека и в 1993 года окончила полный курс обучения в Ферганском Государственном университете (<адрес>) по специализации «русский язык и литература», ей присвоена квалификация «учитель русского языка и литературы», диплом выдан 6 декабре 1993 года № регистрационный номер 1592. В соответствии со ст. 5 Соглашения о сотрудничестве в области образования от ДД.ММ.ГГГГ (участники: Российская Федерация, <адрес>) участники гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученый званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения настоящего Соглашения. Вопросы признания документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности. Иных ратифицированных международных договоров между Российской федерацией и <данные изъяты>, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации в части высшего профессионального образования не имеется. Каримова Д.Б. правомерно не указала сведения в заявлении о согласии баллотироваться наличии профессионального образования, поскольку сведения о профессиональном образовании, полученном в иностранном государстве могут указываться кандидатом в том случае, если соответствует профессиональному образованию, предусмотренному Федеральным законом № 273-ФЗ.
Также полагает, что нарушений порядка выдвижения кандидатов допущено не было.
Рассмотрев требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования Кураленко Н.Н. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района по одномандатным избирательным округам №№№
Решением территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ Каримова Д.Б. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на основании Протокола заседания Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кураленко Н.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № №.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены основания отказа в регистрации кандидата.
Подпунктом "в.2" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата названо наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований федерального закона, иного закона.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В заявлении Каримовой Д.Б. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> в составе списка кандидатов по одномандатному избирательному округу №№, поданному в Территориальную избирательную комиссию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об образовании не указаны, документы, подтверждающие сведения об образовании не приложены.
В судебном заседании установлено, что Каримова Д.Б. в 1988 году поступила в Ферганский Государственный Педагогический институт имени Улугбека и в 1993 года окончила полный курс обучения в Ферганском Государственном университете (<адрес>) по специализации «русский язык и литература», ей присвоена квалификация «учитель русского языка и литературы», выдан диплом № в декабре 1993 года регистрационный номер 1592.
В соответствии с ч. 1 ст.107 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 107 «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии и порядок включения в указанный перечень иностранных образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Соглашения о сотрудничестве в области образования от ДД.ММ.ГГГГ, участниками которого являются в том числе Российская Федерация и <адрес>, Государства-участники гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения настоящего Соглашения. Вопросы признания документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности.
В соответствии с п. 2 Разъяснений по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № если кандидат получил профессиональное образование в иностранном государстве, то сведения о таком образовании могут указываться кандидатом только в том случае, если такое образование соответствует профессиональному образованию, предусмотренному Федеральным законом № 273-ФЗ.
Поскольку сведения о профессиональном образовании полученном в иностранном государстве могут указываться кандидатом только в том случае, если соответствует профессиональному образованию, предусмотренному Федеральным законом № 273-ФЗ, а Каримовой Д.Б. получено образование в <адрес>, доводы представителя заявителя о том, что Каримова Д.Б. должна была указать сведения о наличии профессионального образования в иностранном государстве в заявлении о согласии баллотироваться в кандидаты, являются необоснованными.
Довод представителя заявителя о несоблюдении требований к выдвижению кандидата не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу.
Согласно пп. "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях".
Из представленных Территориальной избирательной комиссией Волоколамского муниципального района <адрес> для обозрения документов видно, что при выдвижении кандидата Каримовой Д.Б. избирательным объединением и кандидатом в Территориальную избирательную комиссию <адрес> предоставлены документы о выдвижении кандидата, о назначении уполномоченного представителя, сведения о них, заверенные в установленном порядке. Представленные документы содержат исчерпывающий перечень сведений об избирательном объединении, кандидате и уполномоченном представителе избирательного объединения.
По результатам изучения документов, предоставленных со списком кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Волоколамского муниципального района <адрес> территориальная избирательная комиссия Волоколамского района Московской области приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ год за № о заверении списка, выдвинутых кандидатов. Данное решение не оспорено, не отменено и недействительным не признано.
Сведения о выдвинутых кандидатах, являющихся членами политической партии, в т.ч. в отношении Каримовой Д.Б., отражены в решении Президиума Регионального политического совета <адрес> регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от ДД.ММ.ГГГГ, в протоколе заседания Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Волоколамского муниципального района <адрес> №12/Х-К от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из протокола заседания Регионального политического совета <адрес> регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Президиуму Регионального политического совета поручено согласование кандидатур, представленных Местными политическими советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений Партии либо Местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Решением Регионального политического совета <адрес> регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая России» № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия уполномоченного органа, а также иные полномочия, касающиеся процедуры предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района по одномандатным избирательным округам №<данные изъяты> – делегированы Местному политическому совету местного отделения Партии Волоколамского муниципального района <адрес>.
Таким образом, решение о выдвижении Каримовой Д.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № принято правомочным органом.
Доводы представителя заявителя о нарушении порядка выдвижения кандидата, в связи с несоблюдением процедуры предварительного внутрипартийного голосования, являются необоснованными.
В соответствии с п. 1.5. Положения о порядке проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности в органы местного самоуправления в <адрес>, утвержденным решением Регионального политического совета <адрес> регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ДД.ММ.ГГГГ –предварительное внутрипартийное голосование не является выборами депутатов представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц органов местного самоуправления в <адрес> и не является процедурой выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в <адрес>.
Доводы представителя заявителя о нарушении п. 2.2 Положения, поскольку решение местного политсовета о проведении предварительного внутрипартийного голосования не было размещено на сайте МОРО, а также в сети «Интернет», не опубликовывалось в средствах массовой информации, распространяемых на территории <адрес>, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения кандидата.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности оспариваемого заявителем решения территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Каримовой Д.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Кураленко Н. Н.ча о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Каримовой Д. Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № <данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Председательствующий подпись Е.Н. Коняхина
Копия верна
Судья