Производство № 2-62/2022
Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-001736-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 09 февраля 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Сковородинского района к Блохиной Нине Александровне об исключении из очереди по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
Администрация Сковородинского района обратилась в суд с иском к Блохиной Н.А. об исключении из очереди по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в обоснование которого указала, что Блохина Н.А. обратилась в Сковородинский районный суд с иском к Управлению образования администрации Сковородинского района, администрации г. Сковородино, администрации Сковородинского района о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В обосновании заявленных требований указала, что согласно постановлению администрации Неверского сельсовета № от 10.11.2005 Блохина Н.А. была поставлена на льготную очередь для получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ между Блохиной Н.А. и администрацией Неверского сельсовета был заключен договор социального найма №, согласно которому ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Данный дом в 2005 году был признан аварийным. По сообщению Управления образования администрации Сковородинского района Блохина Н.А., в органы опеки и попечительства Сковородинского района с заявлением о нарушении жилищных прав, предусмотренных законодательством РФ, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не обращалась. Ранее за Блохиной Н.А., имелось закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес> указывала в отзыве о том, что многоквартирный жилой дом <адрес>, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152. Жилое помещение № 1, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит на основании договора социального найма истцу Блохиной Н.А., дата заключения договора социального найма 28.03.2011. Общая площадь жилого помещения 37,1 кв. м.. В соответствии с постановлением администрации Неверского сельсовета от 28.10.2020 № 103 «Об определении очередности предоставления гражданам жилых помещений по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов»» очередность жителей данного жилого дома - № 4. Планируется, что срок исполнения программы и соответственно переселение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> будет осуществлено в 2023-2024 годах. Соответственно, при удовлетворении требований как ребенку-сироте истец Блохина Н.А будет исключена из программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, что соответственно увеличит срок ожидания предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Однако, 18.05.2021 исковые требования Блохиной Н.А. были удовлетворены. 07.06.2021 резолютивная часть решения была дополнена в части: в удовлетворении требований об обязании Управления образования администрации Сковородинского района включить ее в список детей-сирот - отказать. 04.07.2021 также дополнена в части: в удовлетворении требований Блохиной Н.А. к администрации г. Сковородино отказать. 18 ноября 2021 года решением Сковородинского районного суда был изменен порядок исполнения решения от 18 мая 2021 года по предоставлению благоустроенного жилого помещения применительно к условиям населенного пункта - г. Сковородино. Как установлено судом, Блохина Н.А., относится к кругу лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в установленном порядке признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. У Блохиной Н.А., имелось право выбора на реализацию гарантий, установленных жилищным законодательством - либо в связи с признанием дома аварийным, либо как лицу, оставшемуся без попечения родителей, что и было ею сделано при обращении в суд с вышеуказанными требованиями. Блохина Н.А., воспользовалась правом на получение жилого помещения закрепленных ФЗ № 159 -ФЗ Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в судебном порядке определила право получения жилого помещения как ребенку-сироте (решение вступило в силу 15.09.2021), следовательно, основание приобретения жилого помещения реализовано Блохиной Н.А., что в свою очередь служит основанием исключения ее из списка по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов». На основании изложенного, просят исключить из очереди Блохину Н.А. по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах».
Определением Сковородинского районного суда от 10 января 2022 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление образования администрации Сковородинского района.
Представитель истца – администрации Сковородинского района, ответчик Блохина Н.А., представитель третьего лица - Управления образования администрации Сковородинского района в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. Истец и третье лицо просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 28 марта 2011 года между муниципальным образованием Неверский сельсовет и Блохиной Н.А. заключён договор социального найма жилого помещения, согласно которому Блохиной Н.А. временно предоставлена двухкомнатная квартира <адрес> (договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании заключения о признании жилого многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания № 7 от 30 мая 2005 года следует, что межведомственной жилищной комиссией многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для дальнейшего постоянного проживания. Требуется переселение жителей ветхого дома.
Постановлением администрации Сковородинского района № 1150 от 07 сентября 2010 года утвержден реестр аварийного жилищного фонда Сковородинского района. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1967 года постройки, включен в перечень аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Сковородинский район.
Из информации, представленной администрацией Сковородинского района следует, что многоквартирный жилой дом <адрес>, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152.
Постановлением администрации Неверского сельсовета от 28.10.2020 № 103 «Об определении очередности предоставления гражданам жилых помещений по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», очередность жителей жилого дома № <адрес>.
Планируемый срок исполнения программы и соответственно переселение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в 2023-2024 годах.
Также, судом установлено, что решением Сковородинского районного суда Амурской области от 18 мая 2021 года, были удовлетворены исковые требования Блохиной Н.А. к Управлению образования администрации Сковородинского района, администрации г. Сковородино, администрации Сковородинского района о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. За Блохиной Н.А. признано право на обеспечение жилым помещением как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На администрацию Сковородинского района Амурской области возложена обязанность предоставить Блохиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м.
Дополнительным решением от 07 июня 2021 года резолютивная часть решения Сковородинского районного суда Амурской области от 18 мая 2021 года дополнена следующим: в удовлетворении исковых требований об обязании Управления образования администрации Сковородинского района включить Блохину Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями – отказать.
Дополнительным решением от 01 июля 2021 года резолютивная часть решения Сковородинского районного суда Амурской области от 18 мая 2021 года дополнена следующим: в удовлетворении исковых требований Блохиной Н.А. к администрации города Сковородино – отказать.
Согласно выписки из приказа № от 18.10.2021 Министерства социальной защиты населения следует, что Блохина Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Сковородинского района.
Определением Сковородинского районного суда от 18 ноября 2021 года изменен способ исполнения решения Сковородинского районного суда от 18 мая 2021 года на администрацию Сковородинского района Амурской области возложена обязанность предоставить Блохиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – г. Сковородино Амурской области, по нормам предоставления жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м.
Таким образом, решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что Блохина Н.А., относится к кругу лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и за Блохиной Н.А. признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.
Помимо этого, установлено, что поскольку с Блохиной Н.А. заключён договор социального найма на жилое помещение - <адрес>, который признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также включён в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, соответственно, Блохина Н.А. состоит на учете как нуждающаяся и подлежащая переселению из аварийного жилья по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».
При таких обстоятельствах, у Блохиной Н.А., имелось право выбора на реализацию гарантий, установленных жилищным законодательством, а именно либо в связи с признанием дома аварийным, либо как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Блохина Н.А., воспользовалась правом на получение жилого помещения, закрепленным ФЗ № 159-ФЗ Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в результате чего решением Сковородинского районного суда от 18 мая 2021 года (вступившим в законную силу) были удовлетворены исковые требования о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В связи с чем, администрация Сковородинского района обратилась в суд с требованиями об исключении Блохиной Н.А из очереди по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах».
Ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Помимо этого, ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, в силу ст. 52, 56, 57, 86 ЖК РФ вопросы постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятия с учета отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В связи с чем, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации Сковородинского района об исключении Блохиной Н.А. из очереди по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования администрации Сковородинского района к Блохиной Нине Александровне об исключении из очереди по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца.
Судья Н.Б. Федорчук