Дело № 2-177/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2019 года г. Саранск, Республика Мордовия
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Куликовой И.В.,
при секретаре судебного заседания - Фролкиной Т.Ю.,
с участием в деле:
истца – Николаевой Р. Н., её представителя – адвоката Чиркина А.А., действующего на основании ордера №791 от 28 декабря 2018 года,
истца - Мурашовой С. В., её представителя – адвоката Чиркина А.А., действующего на основании ордера №83 от 24 января 2019 года,
ответчика - Администрации городского округа Саранск в лице представителя – Лисиной К. С., действующей на основании доверенности №29-д от 20 февраля 2018 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Хайровой Ю. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Р. Н., Мурашовой С. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Николаева Р.Н., Мурашова С.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления в части снятия с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обосновании заявленных требований указано, что с 25 сентября 2003 года Николаева Р.Н. и её дочери – Николаева (Мурашова) С.В. и Хайрова Ю.Р. были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании договора передачи Мурашова С.В. и Хайрова Ю.Р. стали долевыми сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственности каждой по 1/2 доле. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 21 февраля 2018 года №421 Николаева Р.Н., Николаева (Мурашова) С.В. и Хайрова Ю.Р. были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Письмом Администрации городского округа Саранск от 15 октября 2018 года было разъяснено, что согласно выписки из ЕГРН, за Хайровой Ю.Р. 06 мая 2016 года зарегистрировано право собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 39,6 кв.м. Суммарная обеспеченность семьи из 3 человек общей площадью жилых помещений составила: 17,6 кв.м. +39,6 кв.м. = 57,2 кв.м. : 3 чел. = 19,06 кв.м., т.е. более учётной нормы. Истцы с указанным постановлением не согласны, так как Хайрова Ю.Р. фактически членом семьи не является, поскольку не ведёт совместного с истцами хозяйства, проживает отдельно. Истцы не пользуются принадлежащим Хайровой Ю.Р. жилым помещением, каких-либо прав на данное жилое помещение не имеют.
Просили признать незаконным Постановление Администрации городского округа Саранск № 421 от 21 февраля 2018 года в части снятия с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях Николаевой Р.Н., Мурашовой С.В., возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность восстановить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь №1414 (категория: инвалид 3 группы общего заболевания).
В судебное заседание истцы Николаева Р.Н., Мурашова С.В. не явились по неизвестным суду причинам, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще, предоставили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов – Чиркин А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Хайрова Ю.Р. не явилась по неизвестным суду причинам, о дне, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще.
При таких обстоятельствах и на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истцов, третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года № 17-О и от 5 марта 2009 № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В соответствии с п. "к" ч.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч.2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из части 1 статьи 1 ЖК Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно пункту 2 части 1 статьи51Жилищного кодекса Российской Федерациигражданами, нуждающимисяв жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 7 статьи52Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправленияучётагражданв качественуждающихсяв жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом установлены общие для всех субъектов Российской Федерации основания и порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, основания для снятия граждан с жилищного учета, другие положения, связанные с предоставлением жилья по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 были утверждены Правилаучетаграждан, нуждающихсяв улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее - Правила).
Постановлением Правительства Республики Мордовия 25 августа 2005 года № 335 «Об утверждении Правилучетаграждан,нуждающихсяв улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2016 года № 54 признано утратившим силу с 3 февраля 2016 года.
Из материалов дела усматривается, что согласно письму Администрации Ленинского района г. Саранска № 04-225 от 29 мая 2003 года, Николаева Р.Н. с составом семьи из трёх человек 29 мая 2003 года были включены в списки очереди на улучшение жилищных условий, номер очереди 2860.
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что Николаева Р.Н. приходится матерью Николаевой (Мурашовой) С.В. и Хайровой Ю.Р.
Николаевой С.В. в связи со вступлением в брак 23 сентября 2017 года присвоена фамилия «Мурашова».
Николаева Р.Н., Мурашова С.В. и Хайрова Ю.Р. с 09 апреля 1991 года были зарегистрированы в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 421 от 21 февраля 2018 года Николаева Р.Н., Николаева (Мурашова) С.В. и Хайрова Ю.Р. были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, где в качестве причины указана утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
15 октября 2018 года Администрацией городского округа Саранск по заявлению Николаевой Р.Н. сообщено, что она и её дочери сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно выписке из Единого государственного реестра по состоянию на 18 октября 2018 года, жилое помещение – комната, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Николаевой С.Н. и Хайровой Ю.Р. по 1/2 доле каждой, государственная регистрация права от 03 июля 2017 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра по состоянию на 21 декабря 2018 года, Николаевой Р.Н. на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежала комната № по <адрес>. Дата государственной регистрации прекращения права 10 апреля 2015 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра по состоянию на 21 декабря 2018 года Хайровой Ю.Р. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, а также 1/2 доля в праве общей долевой собственности на комнату № по <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Между тем, правогражданинана жилище закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 20), а потому в силу пункта 3 статьи55 КонституцииРоссийской Федерации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 7 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия»снятиесучётагражданв качестве нуждающихсяв жилых помещениях допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 56Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если у гражданина за истёкший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, уполномоченный орган местного самоуправления оформляет это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учётом новых представленных документов (пункт 4).
В случае изменения каких-либо сведений и обстоятельств, имеющих значение для учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях (место жительства гражданина, состав семьи и т.п.), гражданин обращается с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения на таком учёте. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные сведения (пункт 5).
Из смысла приведённой нормы следует, что представлять новые документы, подтверждающие основания состоять на учёте, граждане обязаны лишь в случае, если в их сведениях произошли какие-либо изменения.
Само по себе не представление лицом, состоящим на учёте, в установленный срок необходимых документов, не является основанием для снятия его с учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, таким основанием является утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Из материалов дела следует, что в сведениях о Николаевой Р.Н. каких-либо изменений, которые могли бы повлиять на вопрос отнесения её к гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий на дату принятия оспариваемого постановления от 21 февраля 2018 года не имелось.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, истцами не оспаривается, что с 16 августа 2017 года Хайрова Ю.Р. была снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес> зарегистрирована по адресу регистрации: <адрес>.
Из письменных пояснений Хайровой Ю.Р. поступившим в адрес суда 23 января 2019 года следует, что с 2017 года она не проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги.
На протяжении последних пяти лет Хайрова Ю.Р. с истцами не проживает, совместного хозяйства не ведёт, не имеет общих предметов быта, фактически Хайрова Ю.Р. проживает и работает в <адрес>, о чём свидетельствует копия трудовой книжки и показания свидетелей ФИО2, ФИО1 данных в судебном заседании.
Показания данных свидетелей не вызывают сомнений, поскольку они последовательны, согласуются с материалами дела. Сведения, которыми обладает указанные свидетели, являются относимыми, допустимыми и достоверными. Кроме того, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Таким образом, площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не правомерно учтена Администрацией городского округа Саранск при проверке нуждаемости семьи Николаевой Р.Н, а доказательств иного суду не представлено.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учётной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учёту при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильём за счёт государства.
Между тем, Хайрова Ю.Р. не сообщала об изменениях в документах, предоставленных для постановки её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, ответчиком принято обоснованное решение о снятии Хайровой Ю.Р. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что фактически в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 17,6 кв.м. по-прежнему проживают и зарегистрированы Николаева Р.Н. и члены её семьи – дочь Мурашова С.В.
Жилищные условия Николаевой Р.Н. и Мурашовой С.В. фактически не улучшились, так как Мурашова С.В. продолжает, как член семьи проживать в квартире совместно с матерью.
Таким образом, семья Николаевой Р.Н. по-прежнему является нуждающейся в улучшении жилищных условий. По норме предоставления, установленной Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162, на каждого из членов семьи должно приходиться по 18 кв.м., то есть всего квартира, полагающаяся данной семье, должна иметь площадь 36 кв.м. Тогда как площадь квартиры, в которой проживают Николаева Р.Н. и Мурашова С.В. и которая является собственностью Мурашовой С.В. и Хайровой Ю.Р. равна 17,6 кв.м., то есть менее нормы предоставления.
Более того, на двух проживающих членов семьи приходится по 8,8 кв.м., т.е. менее учётной нормы.
Суд приходит к выводу о том, что при определении обеспеченности жилой площадью истцами, ответчик не законно принял во внимание жилую площадь Хайровой Ю.Р.
Таким образом, изменений в жилищных условиях Николаевой Р.Н. и Мурашовой С.В., в результате которых были утрачены основания, дающие право на улучшение жилищных условий, не произошло.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, Администрации городского округа Саранск, не относится к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиком государственной пошлины и освобождена от возмещения данных расходов.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Николаевой Р. Н., Мурашовой С. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации городского округа Саранск № 421 от 21 февраля 2018 года в части снятия с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях Николаевой Р. Н. и Мурашовой С. В..
Обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить Николаеву Р. Н. и Мурашову С. В. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь № 1414 (категория: инвалид 3 группы общего заболевания).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 февраля 2019 года.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова