Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2016 <адрес> районный суд в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имущество городского округа Самары к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Департамент управления имущество городского округа Самары обратился в суд к ответчику ФИО1 с требованиями о взыскании задолженности в сумме 249 357 рублей 65 копеек, из них: 229 818 рублей 94 коп. долг по арендной плате за период с марта 2015 года по март 2016 года, 19 538 рублей 71 коп. пени за несвоевременную оплату за период с 10.04.2015 года по 31.03.2016 года.
В обоснование требований ссылается на следующее.
27.03.2008 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка, общей площадью 80 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (пересечение с <адрес>), для использования под размещение временного павильона-магазина по реализации продуктов питания. 27.03.2008 между Министерством и арендатором был подписан акт приема- передачи, на основании которого вышеуказанный земельный участок передан арендатору в пользование. Согласно пункту 1.1 договор заключен сроком с 21.11.2007 по 19.11.2012 года. Согласно пункту 2.3 арендная плата исчисляется с 21.11.2007 года. Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. С 01 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства к Администрации городского округа Самара Использование земли в Российской Федерации является платным. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Согласно пункту 3.3.3. указанного договора арендатор принял на себя обязательство своевременно вносить арендную плату. Размер арендной платы определяется сторонами согласно приложению № 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью (пункт 7.4. договора). В соответствии с пунктом 2.2 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 2.1. договора суммы до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года. Обязательство по внесению арендных платежей в нарушение требований закона и договора, ответчик надлежащим образом не исполнял. Согласно пункту 4.2.1. договора, в случае невнесения арендатором платежей в сроки, установленные договором, начисляются пени в размере 0,06% от суммы неуплаты за каждый день просрочки. 15.12.2015 года ответчику направлена Претензия № 15-07-15/57405 об уплате задолженности по договору аренды № в срок до 15. 01.2016. Требование Департамента осталось без ответа, задолженность по арендной плате и начисленные пени не погашены. При этом, в результате проверки Департаментом было установлено, что земельный участок площадью 80 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (пересечение с <адрес>), предоставленном по договору аренды № с видом разрешенного использования под размещение временного павильона-магазина по реализации продуктов питания и пользуется под размещение недействующего двухэтажного магазина, о чем составлен соответствующий акт от 17.02.2016 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1, по доверенности ФИО4 в судебном заседании сумму задолженности признал, просил снизить пени, указал, что уведомление не получал, неоднократно обращался к истцу о получении счета, на который необходимо оплатить задолженность.
Представители Администрации г.о. Самары, Министерства имущественных отношений г.о. Самары не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, заслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
27.03.2008 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка, общей площадью 80 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (пересечение с <адрес>), для использования под размещение временного павильона-магазина по реализации продуктов питания. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
27.03.2008 между Министерством имущественных отношений Самарской области и арендатором ФИО1 был подписан акт приема- передачи, на основании которого вышеуказанный земельный участок передан арендатору ФИО1 в пользование.
Согласно пункту 1.1 договор заключен на срок с 21.11.2007г. по 19.11.2012 г. Согласно пункту 2.3 договора аренды, арендная плата исчисляется с 21.11.2007г.
Использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Согласно пункту 3.3.3. указанного договора арендатор ФИО1 принял на себя обязательство своевременно вносить арендную плату. Размер арендной платы определяется сторонами согласно приложению № 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью в силу пункта 7.4. договора. В соответствии с пунктом 2.2 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 2.1. договора суммы до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
Обязательство по внесению арендных платежей в нарушение требований закона и договора, ответчик надлежащим образом не исполнял, доказательств обратному не представлено.
Согласно пункту 4.2.1. договора, в случае невнесения арендатором платежей в сроки, установленные договором, начисляются пени в размере 0,06% от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
15.12.2015 года ответчику направлена Претензия № об уплате задолженности по договору аренды № в срок до 15. 01.2016. Требование Департамента осталось без ответа, задолженность по арендной плате и начисленные пени не погашены.
При этом, в результате проверки Департаментом было установлено, что земельный участок площадью 80 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (пересечение с <адрес>), предоставленном по договору аренды № с видом разрешенного использования под размещение временного павильона-магазина по реализации продуктов питания и пользуется под размещение недействующего двухэтажного магазина, о чем составлен акт от 17.02.2016 года.
Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
С 01 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства имущественных отношений Самарской области к Администрации городского округа Самара. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области № 67 от 13.06.2006 года «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 года было наделено Министерство.В соответствии с Законом Самарской области от 26.02.2015 №11-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и статью 5.1 Законам Самарской области «О земле» с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара (принят решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 №294) Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области. Согласно пп. 7 п. 2 Постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 № 929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», действовавшего до 10.05.2016 и п.п. 8 ст. 2 Постановления Администрации городского округа Самара от 10.05.2016 № 563 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», действующего с 10.05.2016 Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обеспечивает контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, а также в силу пп. 8 п. 2 является администратором доходов от договоров аренды земельных участков, пп. 13 п. 2 вправе в судебном порядке взыскивать суммы задолженности по арендной плате, процентов за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Установлено что ответчик ФИО1 в нарушение условий договора, п. 2.3., 3.3.3,2.2, 2.1. договора, а также нормы ч.1 ст. 614 ГК РФ не вносит арендную плату.
В связи с чем, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате в сумме 229 818,94 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 4.2.1. договора, в случае невнесения Арендатором платежей в сроки, установленные договором, начисляются пени в размере 0,06% от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки в сумме 19 538, 71 рублей.
Оценивая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В силу ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п.) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 определения от 21 декабря 2000 года № 263-О, положения пункта 1 статьи 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Суд исходит из того, что возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. В силу требований закона суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба.
С учетом положений вышеуказанной нормы, фактических обстоятельств дела, суд полагает, что заявленный истцом размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, поэтому считает возможным снизить размер неустойки до 2 000 рублей.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 5498,18 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имущество городского округа Самары удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента управления имущество городского округа Самары задолженность по арендной плате за период с марта 2015г. по 31.03.2016г. в сумме 229 818,94 руб., пени за несвоевременную оплату за период с 10.04.2015 г. по 31.03.2016 г. в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в сумме 5498,18 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.07.2016 года.
Председательствующий Бобылева Е.В.