Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10718/2014 ~ М-10243/2014 от 14.11.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2014 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего по делу судьи Юрина И.С.,

при секретаре Бутько Е.В.,

с участием:

заявителя Сычева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Сычева Алексея Викторовича об обжаловании действий Военного комиссара Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Сычев А.В. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании бездействия военного комиссара Ставропольского края, заключающееся в не предоставлении выписок из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающее непосредственное участие в боевых действиях Сычева А.В. на территории <данные изъяты>, из которого следует, что он в период с дата в составе в/ч , принимал участие в боевых действиях на территории <данные изъяты>. Данный факт подтверждается военным билетом от 18.06.1992 г. и архивной справкой № 8/240039 от 13.09.2012 г. Был награжден нагрудным знаком «<данные изъяты>».

Воинская часть в период с 21.07.1993 года по 01.03.2012 год входила в перечень частей принимавших участие в боевых действиях в <данные изъяты> (Справка Министерства обороны РФ, военного комиссариата СК № 3/1324 от 13.03.2014 г.).

17.03.2014 г. он обратился к председателю комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений на выдачу удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче мне удостоверения «ветеран боевых действий». В связи с не получением какого-либо ответа от председателя комиссии ЮВО он был вынужден обратиться с заявлением в Промышленный районный суд г. Ставрополя об обжаловании бездействий должностного лица. Решением Промышленного от 11.11.2014 г. бездействие председателя комиссии ЮВО признаны незаконными, возложена обязать устранить допущенные нарушения закона.

06.05.2014г. для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, он обратился в военный комиссариат Ставропольского края с приложением необходимых документов, заверенных надлежащим образом.

При обжаловании действий комиссии Южного военного округа, 11 ноября 2014 г. в судебном заседании Промышленного районного суда г. Ставрополя, ему были вручены от представителя военного комиссариата г. Ставрополя возражения из которых он узнал, что основанием для отказа в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий является отсутствие выписок из приказов командиров воинских частей, предоставление которых возлагается именно на военный комиссариат Ставропольского края. Но, в действительности, военный комиссариат Ставропольского края, не предоставил в Южный военный округ выписки из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающих непосредственное его участие в боевых действиях на территории <данные изъяты>, поэтому ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий (прилагается заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий от 30.05.2014 г.).

Согласно письму военного комиссариата Ставропольского края от 24.04.2014 г., ответственность за подготовку документов возлагается на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет. Поэтому в действиях военного комиссара Ставропольского края, прослеживается бездействие заключающиеся в не предоставлении необходимых сведений, подтверждающих его участие в боевых действия на территории <данные изъяты>, что нарушает п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно которого, в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных п.9 настоящего Порядка, военные комиссары должны направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению, что не было сделано военным комиссариатом Ставропольского края.

Просит суд признать бездействие военного комиссара Ставропольского края, заключающееся в непредоставлении выписок из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях Сычева А.В. на территории <данные изъяты> незаконным. Возложить обязанность на военного комиссара Ставропольского края устранить допущенные нарушения.

Заявитель Сычев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 2 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) к ветеранам боевых действий относят¬ся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.

При этом действие ст. 3 Закона распространяется на лиц, принимавших участие в боевых действиях на соответствующих территориях, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к Закону), в котором значатся:

Боевые действия в <данные изъяты>: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца (ст. 28 Закона).

Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий установлен постановлением Правительства РФ 2003 года № 763, приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. N 2288, которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден (далее - Порядок).

Согласно пункта 9 Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения к обращению прикладываются, в том числе, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджи¬кистан - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие не¬посредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных ЛИЦ-Б боевых действиях, либо реализованный наградной материал.

6 мая 2014 года Сычев А.В. обратился с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссия) через военный комиссариат Ставропольского края (далее - военный комиссариат) и представил: копию военного билета , из которого следует, что заяви--тель проходил военную службу в войсковой части в период со 02.10.1992 по 29.09.1993г.; копию учетно-послужной карточки, из которой следует, что заявитель был награжден нагрудным знаком «<данные изъяты>»; копию архивной справки от 13.09.2012г. № 8/240039, содержащей информацию о зачислении заявителя в списки личного состава в/ч (исключении из списков), а также о том, что личному составу полка, в том числе Сычеву А.В. с 6 февраля 1993 года установлена выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за три месяца; личный состав войсковой части с 21 июля 1993 года по 2 октября 1993 года (на дату увольнения Сычева А.В.) принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <данные изъяты>; копию справки военного комиссариата от 13.03.2014г. № 3/1324, из которой следует, что воинская часть в период с 21.07.1993г. по 01.03.2012г.

Указанные обращение и документы были направлены военным комиссариатом в комиссию, и по результатам их рассмотрения принято решение отказать в выдаче удостоверения, с формулировкой причины отказа: «в представленных материалах отсутствуют выписки из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях Сычева А.В. на территории <данные изъяты>» (заключение от 30.05.2014г.).

При этом в графе 2 заключения комиссии указано, какие именно документы, подтверждающие участие в боевых действиях, были представлены и изучены (копия архивной справки ЦА МО РФ от 13.09.2012г. № 8/240039, копия справки ВК СК от 13.03.2014г. № 3/1324, копия учетно-послужной карточки и копия военного билета).

Следовательно, все документы, представленные заявителем, были направлены военным комиссариатом в комиссию и им дана надлежащая оценка.

В этой связи утверждение Сычева А.В. о бездействии военного комиссариата, заключающимся в непредставлении необходимых сведений, подтверждающих его участие в боевых действиях на территории <данные изъяты>, является надуманным, необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам.

Необходимости в направлении каких-либо запросов для получения в отношении заявителя дополнительных документов, у военного комиссариата не имелось, так как в соответствии с требованиями приказа Минобороны РФ от 19.10.2012 N 3300 "О порядке ведения справочной работы по личному составу" военные комиссариаты организуют справочную работу по розыску и уточнению сведений о военнослужащих, гражданах, пребывающих в запасе (отставке) в соответствии с Правилами составления запросов (приложение № 1 к приказу), запросы направляют в зависимости от запрашиваемых сведений в воинские части и организации согласно Перечню организаций и архивов, исполняющих запросы социально-правового характера, и их адресам (приложение № 2 к приказу).

Согласно Перечня (п. 6, 33) о пребывании военнослужащих в составе советских и российских войск на территориях других государств; о подтверждении периодов участия в проведении контртеррористических, миротворческих операций, в условиях чрезвычайного положения запросы направляются в Центральный архив Министерства обороны РФ (г. Подольск, ул.Кирова, 74).

Поскольку заявителем представлена архивная справка от 13.09.2012г. № 8/240039 Центрального архива Минобороны РФ с отметкой «выдается один раз, пользоваться копией», содержащая сведения о прохождении Сычевым А.В. военной службы в войсковой части (т.е. документы этой воинской части находятся на архивном хранении), оснований для направления запроса у военного комиссариата не было.

В связи с тем, что в архивной справке отсутствуют сведения об издании в отношении Сычева А.В. приказов командира войсковой части , подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории <данные изъяты>, комиссией сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания заявителя ветераном боевых действий и выдачи ему соответствующего удостоверения.

В удовлетворении заявленных требований Сычева А.В. просила отказать.

Суд, выслушав заявителя, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Согласно п.2 ст.7 Федерального Закона «О военных судах РФ» граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

На день обращения, т.е. 06.05.2014 года в военный комиссариат Ставропольского края, заявитель не обладал статусом военнослужащего, а предполагаемые незаконные действия (бездействие) военного комиссара Ставропольского края по не предоставлению выписок из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающие непосредственное участие Сычева А.В. в боевых действиях на территории <данные изъяты>, не связаны с нарушением прав заявителя в период прохождения им военной службы на территории <данные изъяты> в период с 02 октября 1992 г. по 29 сентября 1993 г., то данное заявление должно быть рассмотрено не в военном суде, а согласно ГПК РФ заявление подается в суд общей юрисдикции по месту жительства заявителя.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Статьей 255 ГПК РФ установлены критерии допустимости оспаривания в порядке гражданского судопроизводства решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Так согласно вышеназванной статье к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года, к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. К должностным лицам, в частности, относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из материалов дела усматривается, что Сычев А.В., призван в армию 12.06.1992 года Курским РВК Ставропольского края.

Приказом командира войсковой части полевая почта №276 от 02.10.1992 года зачислен в списки личного состава части, на все виды обеспечения с 02.10.1992 года и назначен на должность <данные изъяты>.

Приказом командира войсковой части полевая почта №272 от 29.09.1993 года на основании Закона РФ «О всеобщей воинской обязанности» Сычев А.В., уволен (демобилизован) в запас 29.09.1993 года.

Вышеизложенное подтверждается военным билетом от 18.06.1992 года на имя Сычева А.В. и архивной справкой № 8/240039 от 13.09.2012 года выданной ФБУ Центральный Архив Министерства обороны РФ.

Из архивной справки № 8/240039 от 13.09.2012 года следует, что личный состав войсковой части полевая почта с 21.07.1993 года и по состоянию на 02.10.1993 года (на дату увольнения Сычева В.А.) принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <данные изъяты>.

В военном билете от 18.06.1992 года на имя Сычева А.В. так же имеется отметка о прохождении службы в <данные изъяты> с 02.10.1992 года по 29.09.1993 года.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно ­исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Разделом III данного Перечня к таким действиям относятся боевые действия в <данные изъяты>: сентябрь - ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Согласно справке выданной Военным комиссариатом СК №3\1324 от 13.03.2014 года Воинская часть в период с 21.07.1993 года по 01.03.2012 год входила в Перечень частей принимавших участие в боевых действиях в <данные изъяты>.

17.03.2014 года Сычев А.В. обратился к председателю комиссии Южного военного округа о выдаче удостоверения ветерана боевых действий на основании ст.3 ФЗ «О ветеранах». Поскольку с момента обращения прошло несколько месяцев, а ответа на данное обращение не поступало.

На основании решения Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11.11.2014 года бездействие председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа города Ростов - на - Дону признано незаконным, возложена обязанность устранить допущенное нарушение закона.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288 (далее - Порядок).

Согласно п. 9 данного Порядка, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения к обращению прикладываются, в том числе, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в том числе: выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.

Кроме того указано, что в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

Как следует из письма военного комиссара Ставропольского края № 3/2680 от 24.04.2014 года направленного в адрес начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Ставрополь, должностному лицу даны разъяснения в связи с поступившими материалами Сычева А.В, обратившегося в комиссию военного округа для получения удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, и в том числе указано на положение п. 8 порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288 из которого следует, что для получения удостоверения граждане обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства). Ответственность за подготовку документов (направление запросов розыска документов), прилагаемых к обращению, для лиц находящихся в запасе, возлагается на военных комиссаров по месту постановки на воинском учете.

Таким образом, суд приходит к выводу, что военным комиссаром Ставропольского края допущено бездействие выразившееся в непредоставлении выписок из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях Сычева А.В. на территории <данные изъяты>.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Сычева Алексея Викторовича удовлетворить.

Признать бездействие военного комиссара Ставропольского края, выразившееся в непредоставлении выписок из приказов соответствующих командиров воинских частей, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях Сычева Алексея Викторовича на территории <данные изъяты> незаконным.

Возложить обязанность на военного комиссара Ставропольского края устранить допущенное нарушение закона.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья И.С. Юрин

2-10718/2014 ~ М-10243/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сычев Алексей Викторович
Другие
Военный комиссариат СК
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Юрин И.С.
Дело на сайте суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
14.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2014Передача материалов судье
14.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2014Подготовка дела (собеседование)
21.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2014Судебное заседание
22.12.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее