Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2017 (2-2326/2016;) от 18.08.2016

Решение

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года <адрес>

    Самарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Бреенковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко ВН, Петренко ВА к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях,

Установил:

    Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях, указав, что Петренко В.Н. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом командира войсковой части 21208 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы Петренко В.Н. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ Истцу на состав семьи из 2 человек на основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в котором проживают по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения . В период, предшествующий увольнению с военной службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ, Петренко В.Н. подавал соответствующий рапорт, в котором просил не снимать его с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Из сообщения ответчика от 17.05.2016г. истцу стало известно, что он снят с учета нуждающихся в обеспечении жилья в связи с получением жилья с ДД.ММ.ГГГГ Факт снятия истца и членов его семьи с учета нуждающихся ни войсковой частью, ни Чернореченской КЭЧ до Петренко В.Н. не доводился. Полагает, что оснований для принятия такого решения у Чернореченской КЭЧ не было, поскольку по состоянию на 14.09.2007г. служебным помещением истец обеспечен не был, т.к. договор найма служебного жилого помещения был заключен 28.09.2007г., т.е. позже указанного срока. Кроме того, 10.04.2007г. истцом был подан рапорт об оставлении его на учета нуждающихся в получении жилого помещения, что не давало оснований для его снятия с жилищного учета в сентябре 2007 года, т.к. на указанный период он уже не являлся военнослужащим, жильем от Минобороны РФ в городе Самаре, т.е. по избранному постоянному месту жительства обеспечен не был, иных жилых помещений не имел. В 2010 году Петренко В.Н. обратился в 1-ый отдел ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о восстановлении его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения в городе Самаре. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи было отказано в постановке на жилищный учет в связи с тем, что в период прохождения военной службы Петренко В.Н. и члены его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке признаны не были, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о факте принятия истца и членов его семьи на жилищный учет, а действующий порядок, установленный приказом Министерства обороны РФ от 2010 года не предусматривает принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях уволенных ранее с военной службы граждан. Истцы считают, что утверждение ответчика об отсутствии оснований для восстановления их жилищных прав является незаконным и необоснованным и просят суд признать за ними право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в городе Самаре за счет средств Министерства обороны РФ, а также обязать ответчика включить их в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки на учет с 09.02.2006г.

    В судебном заседании представитель истцов Скороходов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просил исковые требования удовлетворить.

    Представитель ответчиков Некуш К.Б., действующая по доверенности, иск не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

    Представитель третьего лица – войсковой части 21208 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На момент увольнения Петренко В.Н. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

При указанных обстоятельствах, право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80 и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

В силу п. 10 Приказа Министра обороны РФ за военнослужащим, ранее принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы 02.07.2007г. по достижении предельного пребывания на военной службе на основании п. «а» ч.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. исключен из списка личного состава части.

Истец, согласившись с данными приказами, в установленном законом порядке их не оспорил.

В силу п. 2 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ N 80 военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения (п. 3 Инструкции).

В период прохождения военной службы по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, 09.02.2006г. Петренко В.Н. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, поскольку <адрес> являлся закрытым городком (л.д. 70).

С 14.09.2007г. Петренко В.Н. был снят с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением в связи с получением служебного жилья - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, (л.д. 70).

ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. обратился с заявлением в 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Какие-либо документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в период военной службы и его постановке на соответствующий учет Чернореченской КЭЧ района, к заявлению не приложил.

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи было отказано в постановке на жилищный учет в связи с тем, что в период прохождения военной службы Петренко В.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке признаны не были, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о факте принятия истца и членов его семьи на жилищный учет, а действующий порядок, установленный приказом Министерства обороны РФ от 2010 года не предусматривает принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях уволенных ранее с военной службы граждан.

Указанное решение ответчика в установленном порядке оспорено не было.

Между тем, судом установлено, что истец на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не состоял, с рапортом об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства к командиру войсковой части не обращался.

Представленную копию рапорта с просьбой не снимать его с учета нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) суд не может принять как допустимое доказательство, поскольку оригинал указанного документа суду не представлен. Кроме того, содержащаяся информация в копии рапорта не соответствует действительности. Так, указано, что командир в/ч А. Керсов поддержал по существу рапорт не истца, а «Козлова В.В.». Кроме того, указано, что на ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. обеспечен служебным жильем по установленным нормам по адресу: <адрес>.

Указанная информация об обеспеченности истца служебной жилой площадью по нормам, установленным законодательством, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержится в находящихся личном деле Петренко В.Н. листе беседы с военнослужащим перед увольнением от ДД.ММ.ГГГГ и представлении от ДД.ММ.ГГГГ командира в/ч 21208 А. Керсова об увольнении Петренко В.Н. с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службы. При этом, в представлении от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка на рапорт Петренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, истцом получено только ДД.ММ.ГГГГ До указанной даты данное жилое помещение было занято другим военнослужащим.

При этом, сам истец в иске сослался на протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении названного служебного помещения по установленным нормам по месту военной службы, т.е. через два месяца после оформления рапорта, листа беседы и представления. Таким образом, на апрель 2007 года истец не был обеспечен служебным жилым помещением.

В приказе командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Петренко В.Н. основанием увольнения указано представление командира в/ч 21208 от ДД.ММ.ГГГГ, а не имеющееся в личном деле представление от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с имеющимися в деле противоречиями в представленных суду документах представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении судебной технической экспертизы, которая определением суда от 28.09.2016г. назначена в ООО «МЛСЭ», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии фактического времени выполнения документов – листа беседы со ст. прапорщиком Петренко В.Н. от 10.04.2007г. и представления командира войсковой части 21208 А. Керсова указанным в них датах.

Из заключения эксперта от 27.02.2017г. следует, что фактическое время выполнения листа беседы со старшим прапорщиком Петренко В.Н. от 10.04.2007г. в предоставленном на исследование виде, не соответствует указанной дате – 10.04.2007г., данный документ выполнен позже, не ранее 2010 года. Фактическое время выполнения представления командира войсковой части 21208 А. Керсова на старшего прапорщика Петренко В.Н. от 19.04.2007г. в представленном на исследование виде не соответствует указанным датам 19 и ДД.ММ.ГГГГ, данный документ в представленном на исследование виде выполнен позже, не ранее 2013 года. Фактическое время выполнения рукописного фрагмента записи «20» в дате на оборотной стороне второго листа представления не соответствует указанной дате ДД.ММ.ГГГГ, данный реквизит выполнен позже, не ранее 2013 года.

Допрошенная в качестве эксперта Набокина Е.С. в суде выводы экспертизы поддержала, пояснила, что в результате проведенного гжх-исследования установлено отсутствие растворителей в подписях от имени С. Королева, Петренко О. и Керсова в представленных документах, что сделало их непригодными для оценки времени выполнения, поэтому установить время их выполнения не представляется возможным. Вместе с тем, в результате гжх- исследования установлено присутствие в штрихах штемпельной краски оттисков печати от имени Войсковой части 21208, растворитель которой может удерживаться до 5-6 лет, установлено, что оттиски печати в представленных документах выполнены не ранее 2010 года. Совокупность результатов, в том числе спектрофотометрического исследования, показала, что рукописная запись «51/36 20» на оборотной стороне второго листа представления выполнена позже указанной даты ДД.ММ.ГГГГ, не ранее 2013 года.

Заключение является полным, всесторонним, дано в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г. № 73-ФЗ. В определении Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение надлежащим образом оформлено. Ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы сторонами не заявлено. Оснований не доверять заключению эксперта Набокиной Е.С. у суда не имеется, ее выводы логичны и обоснованы.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также выводы вышеуказанного заключения эксперта, суд полагает установленным факт несоответствия фактического выполнения листа беседы и представления, указанным в них датах. В связи с чем, показания свидетелей Королева С.Ю. в части подготовки данных документов до увольнения истца и показания свидетеля Исрафиловой Р.З. о том, что данные документы были лично вшиты ею, как специалистом отделения кадров в/ч 21208, в личное дело военнослужащего до его увольнения, суд не принимает во внимание, поскольку они противоречат результатам проведенной экспертизы и иным доказательствам по делу.

Так, в 1 отделе ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ какой-либо протокол заседания жилищной комиссии о признании Петренко В.Н. нуждающимся в жилом помещении отсутствует.

В личном деле Петренко В.Н. также отсутствуют необходимые документы (рапорт о признании его нуждающимся в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес>, протокол жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях).

Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих постановку Петренко В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства на момент увольнения с военной службы, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.

Представленный договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Петренко В.Н. и Чернореченской КЭЧ района, о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, на период военной службы в в/ч 21208 в Рощинском гарнизоне, который до 2011 года являлся закрытым городком, и дальнейшие действия Чернореченской КЭЧ района по снятию истца с учета нуждающихся в предоставлении служебного помещения, подтверждают только то, что Петренко В.Н. состоял на учете нуждающихся в предоставлении именно служебного помещения на период прохождения военной службы в закрытом городке, и при отсутствии других доказательств не могут свидетельствовать о том, что он был признан нуждающимся и состоял на соответствующем учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства в <адрес>.

Учитывая вышеизложенное, Петренко В.Н., не признанный в установленном законом порядке в период военной службы нуждающимся в жилом помещении, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилищным органом Министерства Обороны РФ жилых помещений.

Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истцов на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Петренко ВН, Петренко ВА к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.П. Коваленко

2-5/2017 (2-2326/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петренко В.Н.
Петренко В.А.
Ответчики
НАЧАЛЬНИК 1 - ГО ОТДЕЛА ФГКУ "ЦЕНТРРЕГИОНЖИЛЬЕ"
ФГКУ "ЦЕНТРРЕГИОНЖИЛЬЕ" МО РФ
Другие
Войсковая часть 21208
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
18.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.08.2016Передача материалов судье
22.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2016Предварительное судебное заседание
28.09.2016Судебное заседание
06.03.2017Производство по делу возобновлено
15.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2017Дело оформлено
21.06.2017Дело передано в архив
28.05.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.05.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.06.2018Судебное заседание
03.07.2018Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее