Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-16981/2019 от 21.05.2019

Судья Щербакова Л.В.                                       Дело № 33-16981/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

    судей Козлова В.А., Мизюлина Е.В.,

    при секретаре Кузнецовой Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ № 15 по г. Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 26 февраля 2019 года по делу

по иску Ш.В.П, к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ № 15 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, установлении ежемесячной доплаты к пенсии,

    заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истца, его представителя,

УСТАНОВИЛА:

Ш.В.П обратился в суд иском к ГУ-УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решении об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

Свои требования мотивировал тем, что Постановлением Правительства РФ от 24.10.1997 г. №1356 истцу присуждена премия Правительства РФ в области образования за 1996г. за создание региональной системы непрерывного образования и воспитания молодого поколения народного художественного промысла «Гжель», что подтверждается дипломом лауреата премии Правительства РФ в области образования. Являясь неработающим пенсионером и лауреатом премии Правительства РФ в области образования за 1996 год, 01.10.2018 года обратился в ГУ – УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ». Решением ответчика ему было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии от 05.10.2018 № 1909439/18 поскольку «перечень премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения является исчерпывающим и установлен пунктом 2 ст.1 ФЗ от 04.03.2002 № 21-ФЗ. Премии Правительства Российской Федерации» не поименована в вышеуказанном пункте, в связи с чем право на получение дополнительного материального обеспечения у заявителя отсутствует». С данным решением об отказе истец не согласен, просит признать его незаконным и обязать ответчика назначать ему выплату с 10.10.2018г.

Решение Раменского городского суда Московской области от 26 октября 2019 года решение ГУ УПФР РФ №15 по г.Москве Московской области от 5.10.2018г. № 1909439/18 об отказе Шелепову В.П. в установлении ежемесячной доплаты к пенсии признано незаконным. На ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области возложена обязанность назначить Ш.В.П дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с 1.10.2018г.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционном порядке просил его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, который извещался надлежащим образом о дате рассмотрения дела (л.д. 48-51).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушения норм материального и процессуального права.

    Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

          Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

          В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции требованиям закона не соответствует.

Судом установлено, что согласно Постановления Правительства РФ от 24.10.1997 г. №1356 Ш.В.П была присуждена премия Правительства в области образования за 1996г. и выдан диплом лауреата премии.

Решением ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области от 5.10.2018г. № 1909439/18 ему было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии по причине того, что перечень премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения является исчерпывающим и установлен пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ. Премии Правительства Российской Федерации» не поименована в вышеуказанном пункте.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.1997г. о присуждении истцу премии Правительства Российской Федерации в области образования и присвоении звания "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования" является основанием для назначения ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а решение пенсионного органа 05.10.2018 № 1909439/18 не соответствовало данным нормативным актам.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применены нормы закона, подлежащие применению, исходя из следующего.

Федеральный закон от 04.03.2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 названного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.

Статьей 7 Федерального закона №21-ФЗ закреплено, что порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в п.2 постановления от 7 июня 2002 года №390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» установило, что перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия и в соответствии с подп.5.2.162 п.5.2 и подп.10.20 п.10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года №610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень.

Субъектами правоотношений, названных в подп.8 п.2 ст.1 Закона о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении, являются лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР, лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

Пункт 5 Перечня в полной мере согласуется с указанной нормой федерального закона, устанавливая, что для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом: лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы истца фактически сводятся к тому, что лауреатами Государственной премии Российской Федерации должны признаваться лауреаты иных премий, присужденных от имени государственных органов, включая премии Правительства Российской Федерации.

Между тем, с такими доводами нельзя согласиться, поскольку по смыслу Федерального закона №21-ФЗ к числу граждан, имеющих право на ДМО, относятся лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус «Государственная премия» в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии РСФСР).

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», который не предусматривает компетенции по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации.

В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации к указанным премиям не относятся, поскольку учреждаются от имени Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года №785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.

Из пункта 3 названного Указа следует, что «Государственные премии Российской Федерации» и «иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации» различны по своему статусу, т.е. не все премии Президента Российской Федерации (несмотря на то, что учреждены соответствующими указами) обладают статусом «Государственная премия».

Кроме того, Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением правительства РФ от 27 декабря 1994 года № 1424 (утратило силу с 01.01.2005 г.), действовавшее в 1997 году, когда истец был награжден премией Правительства Российской Федерации, не относило премии правительства Росийсской Федерации к государственным премиям Российской Федерации.

Таким образом, к Государственной премии Российской Федерации, с присуждением которой Федеральный закон №21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится премия только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией, признание таких исключительных заслуг обусловлено присуждением именно Государственной премии Российской Федерации в порядке, предусмотренном Положением о государственной премии Российской Федерации. Премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами Федерального закона №21-ФЗ, соответственно, истец не имеет право на получение данной выплаты.

Поименованное в пункте 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от    6 августа 2002 года №53) Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, также не является безусловным основанием для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, поскольку указанное Постановление определяет механизм реализации положений Федерального закона, однако не устанавливает правовые основания для возникновения соответствующего права.

Таким образом, к Государственной премии РФ, с присуждением которой Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится та премия, которая является таковой в соответствии с актом, учредившем ее, и положением о ней. Премия Правительства РФ не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами названного Закона, соответственно, истец не имеет право на получение данной выплаты.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает незаконным принятое решение суда, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Раменского городского суда Московской области от 26 февраля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ № 15 по      г. Москве и Московской области от 5.10.2018г. № 1909439/18 об отказе Ш.В.П в установлении ежемесячной доплаты к пенсии и обязании назначить Ш.В.П дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с 1.10.2018г. отказать.

    Апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ № 15 по г. Москве и Московской области – удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-16981/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Шелепов В.П.
Ответчики
ГУ- УПФ РФ №15 по г. Москве и МО
Другие
Хохлова Е.С.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
27.05.2019[Гр.] Судебное заседание
05.06.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее