Дело № 3а-2\19            Принято в окончательной форме 02.04.19г.

    

                 Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                

гор. Ярославль                             26 марта 2019г.

    Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Нерсесян Тамары Ашотовны к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

                    Установил:

В административных исковых заявлениях, которые объединены в одно производство, Нерсесян Т.А. просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером , квартиры 4 общей площадью 105,2 кв.м, расположенной в блокированном жилом доме по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером , квартиры 3 общей площадью 104,6 кв.м, расположенной в блокированном жилом доме по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований указано, что объекты недвижимости принадлежат административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость которых превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.

В судебном заседании административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимала.

Представитель административного истца по доверенности Семенова А.А. административные исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Колобова Е.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на недостоверность отчета определения рыночной стоимости объектов недвижимости и заключения судебной оценочной экспертизы.

Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо мэрия города Ярославля, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав представителя административного истца, представителя департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Нерсесян Т.А. является сособственником объектов недвижимости: с кадастровым номером , квартиры 4 общей площадью 105,2 кв.м, расположенной в блокированном жилом доме по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером , квартиры 3 общей площадью 104,6 кв.м, расположенной в блокированном жилом доме по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости.

В соответствии с положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 399 и статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

В пункте 1 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Законом Ярославской области от 18.11.2014 N 74-з установлена единая дата начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

В соответствии с требованиями НК РФ и Законом Ярославской области № 74-з «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие на территории Ярославской области налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 года. Решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 20.11.2014г. № 15 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа город Рыбинск» установлены ставки налога на имущество физических лиц при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости определена по состоянию на 28 июня 2017г.

В соответствии с заключением судебных оценочных экспертиз, проведенных экспертом ФИО 1, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , квартиры 4 общей площадью 105,2 кв.м, расположенной в блокированном жилом доме по адресу: <адрес>, равна 3 253 000 руб. по состоянию на 28.06.2017г.; объекта недвижимости с кадастровым номером , квартиры 3 общей площадью 104,6 кв.м, расположенной в блокированном жилом доме по адресу: <адрес>, равна 3 235 000 руб. по состоянию на 28.06.2017г.

Суд полагает необходимым при разрешении административного спора исходить из заключения судебной оценочной экспертизы.

Судебные оценочные экспертизы проведены экспертом на основании определения суда, специалистом, имеющим право на проведение исследований в области оценки объектов недвижимости. Экспертное заключение отвечает требованиям процессуального законодательства и законодательства об оценочной деятельности, не содержит противоречий, выводы эксперта предельно ясны. Лицами, участвующими в деле, доказательства, которые могли бы поставить под сомнения выводы эксперта, не представлены.

Доводы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о несогласии с выводами эксперта не могут быть приняты во внимание.

В судебном заседании судебный эксперт ФИО 1, подтвердив выводы, изложенные в экспертных заключениях, дала исчерпывающие и аргументированные ответы на возникшие вопросы.

Сопоставив содержание экспертного заключения, показания эксперта в судебном заседании и материалы дела, суд полагает, что оснований для критической оценки экспертного заключения и сделанных в нем выводов не имеется.

Согласно заключениям судебных экспертиз экспертом в расчетах учтена прибыль предпринимателя в размере 9,4%, рассчитанная по методике Санкт-Петербургского технического университета.

В соответствии с п. 24 ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

В связи с этим утверждение департамента о необходимости применения предлагаемой им методики, в то время как имеются разработанные иные методики, не может служить основанием для критической оценки отчета.

Поэтому возражения департамента о несогласии с применением размера прибыли предпринимателя при расчете рыночной стоимости объектов оценки затратным подходом не могут расцениваться как обоснованные.

Применение коэффициента по справочнику КО-ИНВЕСТ по фундаменту в размере 0,8, как показала эксперт в судебном заседании, применен в связи особенностями месторасположения объектов оценки, характеризующегося сухими грунтами.

Применение коэффициента равного нулю к полам экспертом объяснено тем, что на дату оценки полов в помещениях не имелось, имелись только перекрытия (плиты), наличие которых учтено при расчете рыночной стоимости объектов.

Тем самым, при применении указанных коэффициентов эксперт исходил из особенностей месторасположения и физического состояния объектов на дату оценку, что свидетельствует об экономической обоснованности экспертных заключений в этой части.

Предлагаемый департаментом объект-аналог отличается от объектов оценки по строительному материалу, из которого возведены стены, а также по объему, что подтверждает вывод о несопоставимости предлагаемого аналога и объектов оценки. В то время как экспертом подобран аналог наиболее сопоставимый с объектами оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением в отношении этих объектов рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административные исковые заявления подлежат удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является – 21 июня 2018 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 4 ░░░░░ ░░░░░░░░ 105,2 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 253 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.06.2017░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 3 ░░░░░ ░░░░░░░░ 104,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 235 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.06.2017░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 253 000 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 235 000 ░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – 21.06.2018░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                    ░.░. ░░░░░░░

3а-2/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нерсесян Тамара Ашотовна
Ответчики
Правительство Ярославской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Ярославской области"
Управление Росреестра по Ярославской области
Другие
ДИЗО ЯО
Мэрия г. Ярославля
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Производство по делу возобновлено
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Производство по делу возобновлено
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Производство по делу возобновлено
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее