РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова И.О.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов МР «<адрес>» о возложении обязанности на Собрание депутатов МР «<адрес>» внести изменения в Устав МР «<адрес>», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений»,
установил:
И.о. прокурора Сергокалинского района РД Гамидов И.М. в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Собранию депутатов МР «<адрес>» указав, что проведенной прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ проверкой соответствия действующему законодательству уставов муниципальных образований <адрес> установлено, что в Устав МР «<адрес>» не внесены изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы разработки и осуществления мер направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов» является дополнительным основанием, предусмотренным частью 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для удаления главы муниципального образования в отставку. Указанный федеральный закон вступил в силу 22.10.2013. Главой 8 Конституции Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его существования, а потому обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Таким образом, Устав муниципального района должен соответствовать Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей его редакции. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Устав муниципального района является сводом норм, регламентирующих жизнь местного сообщества, составляет правовую основу местного самоуправления, в соответствии с которым принимаются иные муниципальные правовые акты, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления. Изучением Устава муниципального района установлено, что до настоящего времени Устав не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства. В соответствии со ст. 25 Устава данного МР к компетенции Собрания депутатов МР относится принятие Устава муниципального района, внесение в него изменений и дополнений. Указанные изменения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления, не нашли отражения в Уставе муниципального района, в связи с чем действующая его редакция не соответствует требованиям федерального законодательства. В результате несвоевременного внесения изменений в устав нарушается верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации, закрепленное ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 329-ФЗ) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования глава муниципального образования должен направить соответствующие документы в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Таким образом, администрация МР обязана направить документы для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав МР в регистрирующий орган. На основании изложенного, просит суд обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» с учётом внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», внести изменения в Устав МР «<адрес>» и привести его в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обязать администрацию МР «<адрес>» направить документы для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав МР «<адрес>» в регистрирующий орган, в срок, установленный ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», а также отнести судебные издержки на ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РД ФИО3, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, требования и.о. прокурора <адрес> РД поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика начальник юридического отдела Администрации МР «<адрес>» ФИО4, действующий на основании доверенности от 09.01.2014г. против удовлетворения иска прокурора не возражал. Пояснил, что действительно, изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» в Устав МР «<адрес>» не внесены. Со своей стороны обязуется внести вышеуказанные изменения в Устав МР «<адрес>». В виду изложенного, требования прокурора просит удовлетворить.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие наделение органов местного самоуправления поселений, полномочиями по созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических конфликтов.
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов» является дополнительным основанием, предусмотренным частью 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для удаления главы муниципального образования в отставку.
Главой 8 Конституции Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его существования, а потому обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В результате несвоевременного внесения изменений в устав нарушается верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации, закрепленное ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Устава МР «<адрес>» к компетенции Собрания депутатов сельского поселения относится принятие Устава сельского поселения, внесение в него изменений и дополнений.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что указанные изменения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления, не нашли отражения в Уставе муниципального района, в связи с чем действующая его редакция не соответствует требованиям федерального законодательства.
Справкой о результатах проверки соответствия уставов муниципальных образований от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в Устав МР «<адрес>» не внесены изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».
Согласно исследованного в судебном заседании Устава МР «<адрес>», принятого Собранием депутатов МР «<адрес>», усматривается, что указанные выше изменения закона не внесены в действующий Устав МР «<адрес>».
Таким образом, то обстоятельство, что в Устав МР «<адрес>» не внесены изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», нашло свое подтверждение и представителем администрации МР «<адрес>» не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В части же взыскания судебных издержек с ответчика суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, государственная пошлина с Собрания депутатов МР «<адрес>», от уплаты которой орган местного самоуправления освобождён в силу закона, взысканию в доход местного бюджета не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление и.о. прокурора <адрес> РД удовлетворить частично.
Обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» с учётом внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», внести изменения в Устав муниципального района «<адрес>» и привести его в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязать администрацию МР «<адрес>» направить документы для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав МР «<адрес>» в регистрирующий орган, в срок, установленный ч. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
В части взыскания с ответчика судебных издержек отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья И.О. Магомедов