Решение по делу № 2-28/2014 (2-267/2013;) ~ М-269/2013 от 18.12.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                      <адрес>

Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедова И.О.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов МР «<адрес>» о возложении обязанности на Собрание депутатов МР «<адрес>» внести изменения в Устав МР «<адрес>», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений»,

установил:

И.о. прокурора Сергокалинского района РД Гамидов И.М. в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Собранию депутатов МР «<адрес>» указав, что проведенной прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ проверкой соответствия действующему законодательству уставов муниципальных образований <адрес> установлено, что в Устав МР «<адрес>» не внесены изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы разработки и осуществления мер направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов» является дополнительным основанием, предусмотренным частью 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для удаления главы муниципального образования в отставку. Указанный федеральный закон вступил в силу 22.10.2013. Главой 8 Конституции Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его существования, а потому обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Таким образом, Устав муниципального района должен соответствовать Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей его редакции. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Устав муниципального района является сводом норм, регламентирующих жизнь местного сообщества, составляет правовую основу местного самоуправления, в соответствии с которым принимаются иные муниципальные правовые акты, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления. Изучением Устава муниципального района установлено, что до настоящего времени Устав не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства. В соответствии со ст. 25 Устава данного МР к компетенции Собрания депутатов МР относится принятие Устава муниципального района, внесение в него изменений и дополнений. Указанные изменения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления, не нашли отражения в Уставе муниципального района, в связи с чем действующая его редакция не соответствует требованиям федерального законодательства. В результате несвоевременного внесения изменений в устав нарушается верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации, закрепленное ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 329-ФЗ) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования глава муниципального образования должен направить соответствующие документы в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Таким образом, администрация МР обязана направить документы для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав МР в регистрирующий орган. На основании изложенного, просит суд обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» с учётом внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», внести изменения в Устав МР «<адрес>» и привести его в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обязать администрацию МР «<адрес>» направить документы для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав МР «<адрес>» в регистрирующий орган, в срок, установленный ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», а также отнести судебные издержки на ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РД ФИО3, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, требования и.о. прокурора <адрес> РД поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика начальник юридического отдела Администрации МР «<адрес>» ФИО4, действующий на основании доверенности от 09.01.2014г. против удовлетворения иска прокурора не возражал. Пояснил, что действительно, изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» в Устав МР «<адрес>» не внесены. Со своей стороны обязуется внести вышеуказанные изменения в Устав МР «<адрес>». В виду изложенного, требования прокурора просит удовлетворить.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие наделение органов местного самоуправления поселений, полномочиями по созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических конфликтов.

В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов» является дополнительным основанием, предусмотренным частью 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для удаления главы муниципального образования в отставку.

Главой 8 Конституции Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его существования, а потому обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В результате несвоевременного внесения изменений в устав нарушается верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации, закрепленное ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 Устава МР «<адрес>» к компетенции Собрания депутатов сельского поселения относится принятие Устава сельского поселения, внесение в него изменений и дополнений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что указанные изменения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления, не нашли отражения в Уставе муниципального района, в связи с чем действующая его редакция не соответствует требованиям федерального законодательства.

Справкой о результатах проверки соответствия уставов муниципальных образований от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в Устав МР «<адрес>» не внесены изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».

Согласно исследованного в судебном заседании Устава МР «<адрес>», принятого Собранием депутатов МР «<адрес>», усматривается, что указанные выше изменения закона не внесены в действующий Устав МР «<адрес>».

Таким образом, то обстоятельство, что в Устав МР «<адрес>» не внесены изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», нашло свое подтверждение и представителем администрации МР «<адрес>» не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В части же взыскания судебных издержек с ответчика суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как следует из подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Таким образом, государственная пошлина с Собрания депутатов МР «<адрес>», от уплаты которой орган местного самоуправления освобождён в силу закона, взысканию в доход местного бюджета не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора <адрес> РД удовлетворить частично.

Обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» с учётом внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», внести изменения в Устав муниципального района «<адрес>» и привести его в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать администрацию МР «<адрес>» направить документы для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав МР «<адрес>» в регистрирующий орган, в срок, установленный ч. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

В части взыскания с ответчика судебных издержек отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.

Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.

Судья                         И.О. Магомедов

2-28/2014 (2-267/2013;) ~ М-269/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора Сергокалинского района Гамидов И.М.
Ответчики
собрание депутатов МР "Сергкоалинский район"
Суд
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Исламали Омаршаевич
Дело на странице суда
sergokalinskiy--dag.sudrf.ru
18.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2013Передача материалов судье
20.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2014Судебное заседание
29.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее