Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3736/2019 ~ М-3142/2019 от 26.06.2019

            Дело № 2а-3736/2016

            УИД 36RS0004-01-2019-003693-81

            3.024 - Гл. 22 КАС РФ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2019 года                                                                                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                Русиной Е.А.,

с участием:

представителя административных истцов с доверенностью Бондарева Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственному регистратору Глоба В.В. о признании незаконным отказа оформленного уведомлением от 08 апреля 2019 г.             № 36/001/777/2019-814 в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>,                             <данные изъяты>,

            УСТАНОВИЛ:

            Берг О.В., Берг Д.О. обратились с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственному регистратору Глоба В.В. о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ              в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>,                              КН <данные изъяты> Административные истцы указывали на то, что между ними был заключен договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и договор перенайма земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 23:40:0202003:923, на котором расположен указанный дом. Поскольку в договоре перенайма была ошибка в п. 1.1 в части указания номера регистрации, истцы заключили дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ

            В соответствии с договором аренды от 16 октября 2017 г. № 4000022446 Берг О.В. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

С целью государственной регистрации перехода права аренды, истцы подалисоответствующее заявление, что подтверждается расписками.

Геленджикским отделом Управления федеральной службы государственнойрегистрации кадастра и картографии государственная регистрация была приостановлена, а после передачи дополнительных документов уведомлением от 08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 было отказано в отмене приостановки.

Уведомление об отказе в отмене приостановления государственной регистрации договора перенайма земельного участка по адресу: <адрес>,                       <данные изъяты>, по убеждению административных истцов, является незаконным. Оспариваемый отказ нарушает права административных истцов на исполнение договора перенайма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

        В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены, что подтверждается собственноручной распиской административного истца Берга О.В., действующего также в интересах Берга Д.О. по доверенности.

        В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности              Бондарев Ю.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

        Административные ответчики Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственный регистратор Глоба В.В. в судебное заседание не явились.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах дела имеются сведения подтверждающие, что ответчики о начавшемся процессе извещены, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела ими должны приниматься самостоятельно.

С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

        Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, суд, установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд, приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления.

Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав и может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Из ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ усматриваются следующие основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ст. 18 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав изложены в ст. 21 данного Закона, из которого следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

Частью 1 статьи 26 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственным регистратором осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что на основании договора дарения от 05 марта 2019 г. Берг Д.О. подарил Бергу О.В. принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный жилой дом с <данные изъяты>, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности на здание зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 18 мая 2018 г. сделана запись о регистрации права № 23:40:0202003:958-23/012/2017-1. Настоящий договор со дня его подписания сторонами одновременно приобрел силу акта приема-передачи, в соответствии с которым даритель передал, а одаряемый принял здание в собственность (п. 1.3 договора дарения).

В соответствии с договором перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 05 марта 2019 г., Берг Д.О. и Берг О.В. договорились о том, что в связи с переходом права собственности на индивидуальный жилой дом с <данные изъяты>, расположенный на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый , новому арендатору               (Бергу О.В.) передаются права и обязанности по договору аренды земельного участка от                       16 октября 2017 г. № 4000022446, дата регистрации 09 ноября 2017 г. номер государственной регистрации 23:40:0202003:923. В соответствии с условиями договора «Прежний арендатор»             (Берг Д.О.), согласно п. 2 ст. 615 ГК РФ, уступает новому арендатору права и обязанности по договору аренды, а «Новый арендатор» (Берг О.В.) принимает от прежнего арендатора права и обязанности по договору аренды, включая обязанности по уплате арендной платы и пени за предыдущие периоды. С момента государственной регистрации настоящего договора права и обязанности по договору аренды считаются перешедшими от прежнего арендатора новому арендатору.

Бергом О.В. и Бергом Д.О. 07 марта 2019 г. были поданы заявления о государственной регистрации сделки об отчуждении объекта недвижимости или об ограничении (обременении) права на вышеуказанный объект недвижимости, на государственную регистрацию прав представлены договор перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 05 марта 2019 г. и дополнительное соглашение от 01 апреля 2019 г. к договору перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 05 марта 2019 г.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) от 18 марта 2019 г.                                     № 36/001/777/2019-814 была приостановлена государственная регистрация до 18 июня 2019 г. в связи сомнением регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, регистратором установлено, что нарушены требования ст. 18, 21 Закона о регистрации. Согласно п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости). В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно ч 1 ст. 5 Закона о регистрации, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Представленные на государственную регистрацию прав документы содержат противоречия в сведениях о кадастровом номере объекта недвижимости, а именно: согласно данным Единого государственного реестра недвижимости и договора дарения от 05 марта 2019 г. кадастровый номер жилого дома - <данные изъяты>, а сведения поданы на жилой <адрес><данные изъяты> Кроме того, в представленном на государственную регистрацию прав договоре перенайма земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ неверно указан номер записи о государственной регистрации - <данные изъяты>, тогда, как согласно данным Единого государственного реестра недвижимости номер записи о государственной регистрации 23:40:0202003:923-23/012/2017<данные изъяты>

04 апреля 2019 г. в Управление Росреестра поступило заявление Берга Д.О. о предоставлении дополнительных документов с дополнительным соглашением к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. (о передаче прав и обязанностей по договору аренды) от 01 апреля 2019 г. Дополнительным соглашением к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 01 апреля            2019 г. Берг Д.О. (Прежний арендатор) и Берг О.В. (Новый арендатор) договорились изложить пункт 1.1. ранее упомянутого договора перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. (передачи прав и обязанностей по договору аренды) в следующей редакции: «1.1. В связи с переходом права собственности на индивидуальный жилой дом с <данные изъяты> расположенный на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый <данные изъяты>, к Новому арендатору, ему передаются права и обязанности по Договору аренды земельного участка от 16.10.2017 г.                  № 4000022446».

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) от 08 апреля 2019 г.                                № 36/001/777/2019-814 было отказано в снятии с приостановления осуществления действий по регистрации уступки прав до 18 июня 2019 г. Из Уведомления усматривалось, что у государственного регистратора Глоба В.В. возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, было установлено, что нарушены не только требования ст. 18, 21 Закона о регистрации, но и положения ст. 423 ГК РФ. Так, государственный регистратор указывал, что в представленном на государственную регистрацию прав договоре перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. и в дополнительном соглашении от 01 апреля. 2019 г. к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. отсутствуют сведения о возмездной или безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора.

Указанные обстоятельства, по мнению государственного регистратора, являются законным основанием для приостановления государственной регистрации перехода прав.

В рамках настоящего дела административными истцами оспорены действия административных ответчиков по отказу, оформленному уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ                   в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка, по адресу: <адрес>,                            <данные изъяты>

При разрешении заявленных административных исковых требований, суд полагает необходим прежде всего отметить, что основания, со ссылкой на положения ст. 423 ГК РФ, не были поименованы в качестве основания для приостановления государственной регистрации прав и не указаны в уведомлении от 18.03.2019 г.

Таким образом, при принятии оспариваемого уведомления от 08.04.2019 г., уполномоченным должностным лицом, при правовой оценке представленных документов, приведено новое основание, которое ранее поводом к приостановлению указано не было. Таким образом, законность принятого решения о приостановлении государственной регистрации, была обоснована государственным регистратором Глоба В.В. иными обстоятельствами, чем первоначально указанными, что является недопустимым в силу положений действующего законодательства и сама по себе подмена фактических обстоятельств, свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа.

Также, разрешая спор по существу, суд исходит из того, что оспариваемые действия административных ответчиков по отказу в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка неправомерны и не соответствуют действующему законодательству, поскольку при осуществлении регистрации перехода права аренды на указанный земельный участок будет соблюдён принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта (индивидуального жилого дома).

Согласно п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основополагающих принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5).

Согласно ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Так, согласно ч. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно ч. 1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

Понятие обязательства дано в статье 307 ГК России, которой установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Для возникновения у стороны гражданских правоотношений обязательства в силу указания закона необходимо прямое указание в законе на возникновение у конкретного лица определенного обязательства.

Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

По смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона                                     «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что право пользования земельным участком нового собственника недвижимого имущества не зависит от воли предыдущего собственника и иных собственников недвижимого имущества, расположенного на таком участке, а возникает в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности нового собственника на приобретенный им объект недвижимости. В данном случае происходит перемена лиц в обязательстве в силу прямого указания закона, при этом право пользования земельным участком переходит к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме, что и прежнего собственника, с которым был заключен договор аренды.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13 августа 2019 г.           № 170-ПЭК19 по делу № А41-80395/2017, о том, что при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, а прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка.

Как установлено судом, в рассматриваемом деле земельный участок, на котором расположен приобретенный Бергом О.В., как одаряемым, объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, даритель Берг Д.О. использовал на основании договора аренды от 16 октября 2017 г. Таким образом, в связи с приобретением объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в аренде у дарителя, к одаряемому в полном объеме перешли права и обязанности арендатора по договору от 16 октября 2017 г. Причем ни один из указанных договоров до настоящего времени его участниками не оспорен и не расторгнут. Из системного толкования указанных норм права следует, что собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение права аренды земельного участка, на котором располагаются принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости. Права на земельный участок основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости (подпункт 5 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса), обеспечивая неразрывную связь этих объектов прав и возможность собственникам недвижимости реализовать принадлежащие им права по владению и пользованию имуществом, расположенном на этом участке.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что сведения о новом арендаторе земельного участка подлежат включению в ЕГРН в силу прямого указания закона, что применительно к рассматриваемым правоотношениям является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. При этом, какие-либо пороки договора перенайма правового значения в данном случае не имеют, поскольку сам по себе договор не является основанием для возникновения арендных обязательств.

При этом, оценивая содержательно основания, послужившие отказом к снятию с приостановления государственной регистрации, а также положения договора найма, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Исследовав намерения сторон, суд пришел к выводу, что при заключении договора о перенайме аренды стороны не предусмотрели цену по договору перенайма, что, однако не изменяло его сути, и признать его безвозмездным в смысле ст. 572 ГК РФ оснований не имеется, более того, в рамках заявленного административного иска, данное обстоятельство не является подлежащим доказыванию. Согласно пункту 3 статьи 423 ГК РФ, договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Если считать заключенный договор возмездным, он является заключенным, поскольку цена договора его существенным условием не является. Согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В случае, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.

Таким образом, отсутствие в договоре перенайма (уступки прав) положений о возмездности либо безвозмездности данной сделки, как не являющегося его существенным условием, не влияет на заключенность договора и не может послужить препятствием к государственной регистрации прав.

Аренда земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 22 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ). По общему правилу, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 ГК РФ). Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда (ч. 6 ст. 1 Закона о госрегистрации). Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Согласно п. 2 ст. 389 ГК РФ соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Отказ административных ответчиков в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка, нарушил вещные права нового собственника индивидуального жилого дома с <данные изъяты> расположенного на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый номер 23:40:0202003:923, а именно на реализацию прав, предоставленных договором аренды земельного участка, но и препятствовал исполнению обязанностей, установленных данным договором (несение арендной платы надлежащим лицом). Таким образом, административный истец Берг О.В., ввиду незаконных действий административных ответчиков и согласно действующему законодательству, не может считаться титульным правообладателем земельного участка и действующим арендатором по указанному договору аренды. Притом, что требования государственного регистратора Глоба В.В., изложенные в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) от 08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 о невозможности снятия с приостановления осуществления действий по регистрации уступки прав требования, о необходимости указать в представленном на государственную регистрацию прав договоре перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. и в дополнительном соглашении от 01 апреля 2019 г. к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. сведения о возмездной или безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора, суд находит незаконными. Тем более, что подобных оснований для приостановления государственным регистратором осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав часть 1 ст. 26 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ не предусматривает.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что все предусмотренные действующим законодательством документы для оказания услуги, были предоставлены административными истцами в установленном законом порядке, тогда как обжалуемый по настоящему делу отказ оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты> нарушает права и законные интересы административных истцов и является незаконным.

При этом, в данном случае суд усматривает факт нарушения прав как административного истца Берг Д.О, так и административного истца Берг О.В., поскольку последний по причине незаконных действий ответчиков лишен возможности вступить в арендные правоотношения в силу прямого указания закона, а Берг Д.О., в отсутствие фактической возможности пользования земельным участком занятым не принадлежащем ему объектом недвижимого имущества, несет обязательств по аренде такого участка, в том числе по внесению арендных платежей.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В связи с изложенным, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в заявленных пределах, поскольку они нормативно обоснованы и документально подтверждены.

Исходя из спорных правоотношений и заявленных требований, указания на необходимость принятия административными ответчиками какого-либо решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) в резолютивной части решения не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственному регистратору Глоба В.В. о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от                     08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты> - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, подготовленный государственным регистратором Глоба В.В., оформленный уведомлением от 08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                     А.С. Яковлев

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

            Дело № 2а-3736/2016

            УИД 36RS0004-01-2019-003693-81

            3.024 - Гл. 22 КАС РФ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2019 года                                                                                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                Русиной Е.А.,

с участием:

представителя административных истцов с доверенностью Бондарева Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственному регистратору Глоба В.В. о признании незаконным отказа оформленного уведомлением от 08 апреля 2019 г.             № 36/001/777/2019-814 в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>,                             <данные изъяты>,

            УСТАНОВИЛ:

            Берг О.В., Берг Д.О. обратились с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственному регистратору Глоба В.В. о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ              в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>,                              КН <данные изъяты> Административные истцы указывали на то, что между ними был заключен договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и договор перенайма земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 23:40:0202003:923, на котором расположен указанный дом. Поскольку в договоре перенайма была ошибка в п. 1.1 в части указания номера регистрации, истцы заключили дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ

            В соответствии с договором аренды от 16 октября 2017 г. № 4000022446 Берг О.В. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

С целью государственной регистрации перехода права аренды, истцы подалисоответствующее заявление, что подтверждается расписками.

Геленджикским отделом Управления федеральной службы государственнойрегистрации кадастра и картографии государственная регистрация была приостановлена, а после передачи дополнительных документов уведомлением от 08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 было отказано в отмене приостановки.

Уведомление об отказе в отмене приостановления государственной регистрации договора перенайма земельного участка по адресу: <адрес>,                       <данные изъяты>, по убеждению административных истцов, является незаконным. Оспариваемый отказ нарушает права административных истцов на исполнение договора перенайма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

        В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены, что подтверждается собственноручной распиской административного истца Берга О.В., действующего также в интересах Берга Д.О. по доверенности.

        В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности              Бондарев Ю.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

        Административные ответчики Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственный регистратор Глоба В.В. в судебное заседание не явились.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах дела имеются сведения подтверждающие, что ответчики о начавшемся процессе извещены, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела ими должны приниматься самостоятельно.

С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

        Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, суд, установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд, приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления.

Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав и может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Из ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ усматриваются следующие основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ст. 18 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав изложены в ст. 21 данного Закона, из которого следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

Частью 1 статьи 26 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственным регистратором осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что на основании договора дарения от 05 марта 2019 г. Берг Д.О. подарил Бергу О.В. принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный жилой дом с <данные изъяты>, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности на здание зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 18 мая 2018 г. сделана запись о регистрации права № 23:40:0202003:958-23/012/2017-1. Настоящий договор со дня его подписания сторонами одновременно приобрел силу акта приема-передачи, в соответствии с которым даритель передал, а одаряемый принял здание в собственность (п. 1.3 договора дарения).

В соответствии с договором перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 05 марта 2019 г., Берг Д.О. и Берг О.В. договорились о том, что в связи с переходом права собственности на индивидуальный жилой дом с <данные изъяты>, расположенный на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый , новому арендатору               (Бергу О.В.) передаются права и обязанности по договору аренды земельного участка от                       16 октября 2017 г. № 4000022446, дата регистрации 09 ноября 2017 г. номер государственной регистрации 23:40:0202003:923. В соответствии с условиями договора «Прежний арендатор»             (Берг Д.О.), согласно п. 2 ст. 615 ГК РФ, уступает новому арендатору права и обязанности по договору аренды, а «Новый арендатор» (Берг О.В.) принимает от прежнего арендатора права и обязанности по договору аренды, включая обязанности по уплате арендной платы и пени за предыдущие периоды. С момента государственной регистрации настоящего договора права и обязанности по договору аренды считаются перешедшими от прежнего арендатора новому арендатору.

Бергом О.В. и Бергом Д.О. 07 марта 2019 г. были поданы заявления о государственной регистрации сделки об отчуждении объекта недвижимости или об ограничении (обременении) права на вышеуказанный объект недвижимости, на государственную регистрацию прав представлены договор перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 05 марта 2019 г. и дополнительное соглашение от 01 апреля 2019 г. к договору перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 05 марта 2019 г.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) от 18 марта 2019 г.                                     № 36/001/777/2019-814 была приостановлена государственная регистрация до 18 июня 2019 г. в связи сомнением регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, регистратором установлено, что нарушены требования ст. 18, 21 Закона о регистрации. Согласно п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости). В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно ч 1 ст. 5 Закона о регистрации, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Представленные на государственную регистрацию прав документы содержат противоречия в сведениях о кадастровом номере объекта недвижимости, а именно: согласно данным Единого государственного реестра недвижимости и договора дарения от 05 марта 2019 г. кадастровый номер жилого дома - <данные изъяты>, а сведения поданы на жилой <адрес><данные изъяты> Кроме того, в представленном на государственную регистрацию прав договоре перенайма земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ неверно указан номер записи о государственной регистрации - <данные изъяты>, тогда, как согласно данным Единого государственного реестра недвижимости номер записи о государственной регистрации 23:40:0202003:923-23/012/2017<данные изъяты>

04 апреля 2019 г. в Управление Росреестра поступило заявление Берга Д.О. о предоставлении дополнительных документов с дополнительным соглашением к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. (о передаче прав и обязанностей по договору аренды) от 01 апреля 2019 г. Дополнительным соглашением к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. (передачи прав и обязанностей по договору аренды) от 01 апреля            2019 г. Берг Д.О. (Прежний арендатор) и Берг О.В. (Новый арендатор) договорились изложить пункт 1.1. ранее упомянутого договора перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. (передачи прав и обязанностей по договору аренды) в следующей редакции: «1.1. В связи с переходом права собственности на индивидуальный жилой дом с <данные изъяты> расположенный на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый <данные изъяты>, к Новому арендатору, ему передаются права и обязанности по Договору аренды земельного участка от 16.10.2017 г.                  № 4000022446».

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) от 08 апреля 2019 г.                                № 36/001/777/2019-814 было отказано в снятии с приостановления осуществления действий по регистрации уступки прав до 18 июня 2019 г. Из Уведомления усматривалось, что у государственного регистратора Глоба В.В. возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, было установлено, что нарушены не только требования ст. 18, 21 Закона о регистрации, но и положения ст. 423 ГК РФ. Так, государственный регистратор указывал, что в представленном на государственную регистрацию прав договоре перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. и в дополнительном соглашении от 01 апреля. 2019 г. к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. отсутствуют сведения о возмездной или безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора.

Указанные обстоятельства, по мнению государственного регистратора, являются законным основанием для приостановления государственной регистрации перехода прав.

В рамках настоящего дела административными истцами оспорены действия административных ответчиков по отказу, оформленному уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ                   в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка, по адресу: <адрес>,                            <данные изъяты>

При разрешении заявленных административных исковых требований, суд полагает необходим прежде всего отметить, что основания, со ссылкой на положения ст. 423 ГК РФ, не были поименованы в качестве основания для приостановления государственной регистрации прав и не указаны в уведомлении от 18.03.2019 г.

Таким образом, при принятии оспариваемого уведомления от 08.04.2019 г., уполномоченным должностным лицом, при правовой оценке представленных документов, приведено новое основание, которое ранее поводом к приостановлению указано не было. Таким образом, законность принятого решения о приостановлении государственной регистрации, была обоснована государственным регистратором Глоба В.В. иными обстоятельствами, чем первоначально указанными, что является недопустимым в силу положений действующего законодательства и сама по себе подмена фактических обстоятельств, свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа.

Также, разрешая спор по существу, суд исходит из того, что оспариваемые действия административных ответчиков по отказу в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка неправомерны и не соответствуют действующему законодательству, поскольку при осуществлении регистрации перехода права аренды на указанный земельный участок будет соблюдён принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта (индивидуального жилого дома).

Согласно п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основополагающих принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5).

Согласно ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Так, согласно ч. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно ч. 1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

Понятие обязательства дано в статье 307 ГК России, которой установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Для возникновения у стороны гражданских правоотношений обязательства в силу указания закона необходимо прямое указание в законе на возникновение у конкретного лица определенного обязательства.

Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

По смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона                                     «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что право пользования земельным участком нового собственника недвижимого имущества не зависит от воли предыдущего собственника и иных собственников недвижимого имущества, расположенного на таком участке, а возникает в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности нового собственника на приобретенный им объект недвижимости. В данном случае происходит перемена лиц в обязательстве в силу прямого указания закона, при этом право пользования земельным участком переходит к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме, что и прежнего собственника, с которым был заключен договор аренды.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13 августа 2019 г.           № 170-ПЭК19 по делу № А41-80395/2017, о том, что при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, а прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка.

Как установлено судом, в рассматриваемом деле земельный участок, на котором расположен приобретенный Бергом О.В., как одаряемым, объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, даритель Берг Д.О. использовал на основании договора аренды от 16 октября 2017 г. Таким образом, в связи с приобретением объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в аренде у дарителя, к одаряемому в полном объеме перешли права и обязанности арендатора по договору от 16 октября 2017 г. Причем ни один из указанных договоров до настоящего времени его участниками не оспорен и не расторгнут. Из системного толкования указанных норм права следует, что собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение права аренды земельного участка, на котором располагаются принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости. Права на земельный участок основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости (подпункт 5 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса), обеспечивая неразрывную связь этих объектов прав и возможность собственникам недвижимости реализовать принадлежащие им права по владению и пользованию имуществом, расположенном на этом участке.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что сведения о новом арендаторе земельного участка подлежат включению в ЕГРН в силу прямого указания закона, что применительно к рассматриваемым правоотношениям является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. При этом, какие-либо пороки договора перенайма правового значения в данном случае не имеют, поскольку сам по себе договор не является основанием для возникновения арендных обязательств.

При этом, оценивая содержательно основания, послужившие отказом к снятию с приостановления государственной регистрации, а также положения договора найма, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Исследовав намерения сторон, суд пришел к выводу, что при заключении договора о перенайме аренды стороны не предусмотрели цену по договору перенайма, что, однако не изменяло его сути, и признать его безвозмездным в смысле ст. 572 ГК РФ оснований не имеется, более того, в рамках заявленного административного иска, данное обстоятельство не является подлежащим доказыванию. Согласно пункту 3 статьи 423 ГК РФ, договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Если считать заключенный договор возмездным, он является заключенным, поскольку цена договора его существенным условием не является. Согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В случае, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.

Таким образом, отсутствие в договоре перенайма (уступки прав) положений о возмездности либо безвозмездности данной сделки, как не являющегося его существенным условием, не влияет на заключенность договора и не может послужить препятствием к государственной регистрации прав.

Аренда земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 22 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ). По общему правилу, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 ГК РФ). Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда (ч. 6 ст. 1 Закона о госрегистрации). Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Согласно п. 2 ст. 389 ГК РФ соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Отказ административных ответчиков в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка, нарушил вещные права нового собственника индивидуального жилого дома с <данные изъяты> расположенного на земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый номер 23:40:0202003:923, а именно на реализацию прав, предоставленных договором аренды земельного участка, но и препятствовал исполнению обязанностей, установленных данным договором (несение арендной платы надлежащим лицом). Таким образом, административный истец Берг О.В., ввиду незаконных действий административных ответчиков и согласно действующему законодательству, не может считаться титульным правообладателем земельного участка и действующим арендатором по указанному договору аренды. Притом, что требования государственного регистратора Глоба В.В., изложенные в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) от 08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 о невозможности снятия с приостановления осуществления действий по регистрации уступки прав требования, о необходимости указать в представленном на государственную регистрацию прав договоре перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. и в дополнительном соглашении от 01 апреля 2019 г. к договору перенайма земельного участка от 05 марта 2019 г. сведения о возмездной или безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора, суд находит незаконными. Тем более, что подобных оснований для приостановления государственным регистратором осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав часть 1 ст. 26 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ не предусматривает.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что все предусмотренные действующим законодательством документы для оказания услуги, были предоставлены административными истцами в установленном законом порядке, тогда как обжалуемый по настоящему делу отказ оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты> нарушает права и законные интересы административных истцов и является незаконным.

При этом, в данном случае суд усматривает факт нарушения прав как административного истца Берг Д.О, так и административного истца Берг О.В., поскольку последний по причине незаконных действий ответчиков лишен возможности вступить в арендные правоотношения в силу прямого указания закона, а Берг Д.О., в отсутствие фактической возможности пользования земельным участком занятым не принадлежащем ему объектом недвижимого имущества, несет обязательств по аренде такого участка, в том числе по внесению арендных платежей.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В связи с изложенным, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в заявленных пределах, поскольку они нормативно обоснованы и документально подтверждены.

Исходя из спорных правоотношений и заявленных требований, указания на необходимость принятия административными ответчиками какого-либо решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) в резолютивной части решения не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, государственному регистратору Глоба В.В. о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от                     08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты> - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, подготовленный государственным регистратором Глоба В.В., оформленный уведомлением от 08 апреля 2019 г. № 36/001/777/2019-814 в отмене приостановления государственной регистрации уступки права аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                     А.С. Яковлев

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2а-3736/2019 ~ М-3142/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Берг Олег Викторович
Берг Дмитрий Олегович
Ответчики
Государственный регистратор Глоба В.В.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
26.06.2019Регистрация административного искового заявления
27.06.2019Передача материалов судье
28.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.07.2019Предварительное судебное заседание
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее