УИД 28RS0008-01-2020-000988-52
Дело №2-636/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием прокурора Олиферова М.В., представителя третьего лица – отдела образования администрации Зейского района Степанова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Октябрьская средняя общеобразовательная школа Зейского района, администрации Зейского района Амурской области о возложении обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском к МБОУ Октябрьская СОШ и администрации Зейского района, просит обязать МБОУ Октябрьская СОШ устранить нарушения требований к антитеррористической защищённости объекта (территории) учреждения по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями; оснастить объект (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; оснастить объект охранной сигнализацией; оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); обязать администрацию Зейского района профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищённости МБОУ Октябрьская СОШ, указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищённости образовательных учреждений. В результате проведённого обследования и категорирования МАОУ Береговая СОШ присвоена 3 категория. В ходе проверки МАОУ Береговая СОШ выявлены следующие нарушения требований законодательства: не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, объект (территория) не оснащён стационарными или ручными металлоискателями, объект (территория) не оснащён системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», отсутствует охранная сигнализация, основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). Из акта категорирования образовательного учреждения следует, что фактически на 2020 год мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории) с учётом категории объекта (территории) фактически не запланированы, сроки осуществления указанных мероприятий запланированы на ноябрь – декабрь 2021 года без должного обоснования. В соответствии с действующим законодательством, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Несоблюдение органом местного самоуправления и образовательным учреждением норм действующего законодательства создаёт непосредственную угрозу совершения террористического акта, что может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
Определением суда от 16 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отдел образования администрации Зейского района, финансовое управление администрации Зейского района.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске. Кроме того, учитывая важность вопроса о состоянии антитеррористической защищенности школы, просит установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – шесть месяцев с даты его вступления в законную силу.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представитель ответчика администрации Зейского района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не имеет.
Из объяснений представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – отдела образования администрации Зейского района Степанова А.Г. и отзыва на иск следует, что на основании распоряжения администрации Зейского района от 27 сентября 2019 года <Номер обезличен>-р «О создании комиссии по категорированию объектов Зейского района» была создана комиссия и проведено категорирование объектов Зейского района, в том числе образовательных учреждений Зейского района. По результатам обследования МБОУ Октябрьская СОШ межведомственной комиссией, объекту была присвоена третья категория опасности и рекомендованы первоочередные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищённости объекта: в срок до 01 ноября 2021 года оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и обеспечивать поддержание их в исправном состоянии; в срок до 15 декабря 2021 года организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в срок до 15 декабря 2021 года дооснастить объект (территорию) системами видеонаблюдения (установить дополнительные видеокамеры на потенциально опасных участках и в критических элементах объекта); в срок до 15 декабря 2020 года дооснастить объект (территорию) наружного освещения (установить дополнительные фонари по периметру объекта); в срок до 1 сентября 2021 года оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями; в срок до 15 декабря 2021 года обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями, подведомственной федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в срок до 15 декабря 2021 года оборудовать на 1 этаже помещение для охраны с установкой на нём систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта отражён в акте обследования и категорирования объекта МБОУ Октябрьская СОШ, который является составной частью паспорта безопасности МБОУ Октябрьская СОШ. Сроки выполнения мероприятий по антитеррористической защищённости объекта установлены с учётом требований подп.«е» п.11 разд.II постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Отделом образования администрации Зейского района Амурской области проводится работа по выполнению мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных объектов Зейского района, в том числе МАОУ Береговая СОШ. Направлены запросы коммерческих предложений на оснащение объектов системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями, подведомственной федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оснащению объектов охранной сигнализацией. Учитывая, что из бюджета Амурской области, на условиях софинансирования производится выделение бюджетных средств на мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости, производится выполнение первоочередных мероприятий, рекомендованных межведомственной комиссией по категорированию объектов Зейского района. Так, 10 июня 2020 года между МБОУ Октябрьская СОШ и ИП ФИО4 был заключен договор <Номер обезличен> на выполнение работ по монтажу системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. 10 июля 2020 года заключен договор поставки <Номер обезличен> с ООО «Спецтехконсалтинг» на поставку ручного металлодетектора. На настоящий момент ведутся переговоры с организациями, осуществляющими охранную деятельность и осуществляющими монтаж охранной сигнализации на выполнение данных работ. В связи с этим, просит принять во внимание сроки, определённые комиссией по категорированию объектов Зейского района и отражённые в акте обследования и категорирования объекта МБОУ Октябрьская СОШ, установить срок для выполнения мероприятий не менее 6 месяцев.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – финансового управления администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в отзыве на иск указал, что при формировании районного бюджета на 2020-2022 годы, как и в предыдущие годы, распределение источников для принятия бюджетных обязательств осуществлялось с учётом приоритетности мероприятий. Недостаток источников для принятия первоочередных расходных обязательств на 13 июля 2020 составляет 102318 тыс.руб. В связи с недостатком средств в местных бюджетах муниципальных образований Амурской области, а не только Зейского района, решением внеочередного заседания антитеррористической комиссии Амурской области от 21.11.2019 и на основании распоряжения Губернатора Амурской области поручено министерству финансов Амурской области на основе анализа финансовых потребностей органов исполнительной власти области и муниципальных образований для реализации мероприятий по антитеррористической защищённости объектов, с учётом их обоснованности, при формировании бюджета области на 2020 год, рассмотреть возможность дополнительного финансирования антитеррористических мероприятий на вышеуказанных объектах. Администрацией Зейского района проведена работа по определению потребности в финансирования расходов на приведение антитеррористической защищённости объектов (территорий) муниципальных учреждений Зейского района, информация направлена в министерства области. Правительством области принято решение о выделении муниципальным образованиям области субсидии на софинансирование мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищённости муниципальных образовательных организаций в 2020 году. Зейскому району выделено из областного бюджета 4554,2 тыс.руб., софинансирование из районного бюджета предусмотрено в сумме 140,9 тыс.руб. Указанные средства в объёме 4695,1 тыс.руб. планируется направить в 2020 году на финансирование установки систем оповещения ГО и ЧС и систем передачи тревожных сообщений в 18 муниципальных образовательных учреждениях Зейского района, в том числе в МБОУ Октябрьская СОШ.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском в защиту прав неопределенного круга лиц, требования ст.45 ГПК РФ соблюдены.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст.41 Федерального закона №273-ФЗ).
В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищённостью объекта (территории) понимается состояние защищённости здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п.6 ст.3 Закона).
Согласно п.3.1 ст.5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищённости в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п.24 указанных Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий) к четвёртой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в том числе: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
При этом, в силу п.25 названных Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В силу п.6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищённости объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создаётся комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (п.8 Требований).
Согласно п.11 Требований комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории) с учётом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учётом объёма планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Согласно Уставу МБОУ Октябрьская СОШ является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года №7, «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами Амурской области, нормативными актами органов местного самоуправления Зейского района Амурской области, а также настоящим Уставом, оказывающей услуги по обучению и воспитанию в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создает благоприятные условия для разностороннего развития личности. Предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных федеральными законами, законами Амурской области, нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Зейского района Амурской области в сфере образования.
В судебном заседании установлено, что в МБОУ Октябрьская СОШ не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, объект (территория) не оснащены стационарными или ручными металлоискателями, объект (территория) не оснащены системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», отсутствует охранная сигнализация, основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны), что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Распоряжением главы Зейского района <Номер обезличен>-р от 27 сентября 2019 года создана комиссия по категорированию объектов Зейского района, которой в срок не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии поручено провести категорирование объектов Зейского района.
В соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ Октябрьская СОШ, утверждённым главой Зейского района 25 октября 2019 года, МАОУ Береговая СОШ присвоена III категория опасности, при этом в акте указаны рекомендации о первоочередных мероприятиях, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно:
в срок до 01 ноября 2021 года оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» м обеспечивать поддержание их в исправном состоянии,
в срок до 15 декабря 2021 года организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации),
в срок до 15 декабря 2021 года оснастить объект (территорию) системами видеонаблюдения (установить дополнительные видеокамеры на потенциально опасных участках и в критических элементах объекта),
в срок до 15 декабря 2020 года дооснастить объект (территорию) системой наружного освещения (установить дополнительные фонари по периметру объекта),
в срок до 15 декабря 2021 года оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями,
в срок до 15 декабря 2021 года обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями, подведомственной федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,
в срок до 15 декабря 2021 года оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нём систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
25 октября 2019 года директором МБОУ Октябрьская СОШ утверждён паспорт безопасности МБОУ Октябрьская СОШ.
Согласно указанным документам учреждению рекомендовано: оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и обеспечивать поддержание их в исправном состоянии; организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оснастить объект (территорию) системами видеонаблюдения (установить дополнительные видеокамеры на потенциально опасных участках и в критических элементах объекта), дооснастить объект (территорию) системой наружного освещения (установить дополнительные фонари по периметру объекта).
27 января 2020 года прокурором Зейского района в адрес главы Зейского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере терроризма, о несовершеннолетних, в частности, о необходимости обеспечения охраны объекта (территории) МБОУ Октябрьская СОШ сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, необходимости оснащения объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», оснащения охранной сигнализацией.
В ответ на указанное представление 15 апреля 2020 года начальником отдела образования администрации Зейского района Амурской области направлено сообщение, из которого следует, что обеспечение охраны объекта МБОУ Октябрьская СОШ сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, оснащение объекта стационарными или ручными металлоискателями, оснащение объекта образования системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и оснащение объекта охранной сигнализацией по состоянию на 15 апреля 2020 года не произведено. Сроки выполнения мероприятий комиссией по обследованию категорированию объектов Зейского района установлены следующие: обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации - до 15 декабря 2021 года; оснащение объекта стационарными или ручными металлоискателями - до 01 сентября 2021 года; оснащение объекта образования системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» - до 01 ноября 2021года; оснащение объекта охранной сигнализацией - до 15 декабря 2021 года. Во исполнение данных мероприятия администрацией Зейского района направлена заявка в министерство образования и науки Амурской области на выделение субсидии в размере 4 554 199 рублей на софинансирование мероприятий по антитеррористической защищённости образовательных учреждений Зейского района, с министерством образования и науки Амурской области достигнуто соглашение о выделении финансовых средств. После начала финансирования будет рассмотрен вопрос о заключении договоров охраны объекта МАОУ Береговая СОШ сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, оснащении объекта стационарными или ручными металлоискателями, оснащении объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и оснащении объекта охранной сигнализацией. Отделом образования администрации Зейского района были направлены запросы в Зейское отделение вневедомственной охраны - филиал ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области» и получен ответ о том, что Зейский филиал ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» услуги по монтажу и обслуживанию технических средств охраны не оказывает, штатная численность Зейского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» не позволяет оказывать услуги физической охраны образовательных объектов Зейского района в связи с отсутствием необходимого количества сотрудников. В связи с этим отделом образования администрации Зейского района направлены запросы коммерческий предложений в специализированные организации, которые осуществляют монтаж технических средств охраны и имеют лицензию на данный вид деятельности, направлены запросы коммерческих предложений в частные охранные организации по обеспечению охраны объектов сотрудниками и установке и обслуживанию охранной сигнализации. По получению коммерческих предложений будет рассмотрен вопрос о заключении договоров на выполнение работ по оснащению объекта системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», на установку и обслуживание охранной сигнализации, на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций.
Из представленных в материалы дела документов также следует, что отделом образования администрации Зейского района Амурской области было направлено письмо на имя начальника филиала ФГКУ «Отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Амурской области» с просьбой о предоставлении информации по поводу возможности обеспечения охраны подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ стоимости обеспечения данной охраны, в том числе МБОУ Октябрьская СОШ.
В ответ на данное сообщение 18 февраля 2020 года начальником ФГКУ «Отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Амурской области» предоставлена информация о тарифах на услуги охраны и невозможности предоставления данной услуги в связи с отсутствием в штатном расписании должностей сотрудников для физической охраны объектов.
Также отделом образования администрации Зейского района Амурской области направлены письма в ООО ЧОП «Купол ДВ», ООО «Бастион-С» с просьбой о предоставлении коммерческого предложения по обеспечению охраны сотрудниками организации МБОУ Октябрьская СОШ и оснащению данного объекта охранной сигнализацией.
10 июня 2020 года между МБОУ Октябрьская СОШ и ИП ФИО4 заключен договор на выполнение работ по монтажу системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, согласно п.4.1 которого, срок окончания работ установлен до 25 августа 2020 года.
10 июля 2020 года между МБОУ Октябрьская СОШ и ООО «СПЕЦТЕХКОНСАЛТИНГ» заключен договор поставки ручного металлодетектора <Номер обезличен>.
Вместе с тем, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что объект МБОУ Октябрьская СОШ, расположенный по адресу: <адрес> до настоящего времени не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, не оснащён стационарными или ручными металлоискателями, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», охранной сигнализацией, основной вход в указанное здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Устава МАОУ Береговая СОШ, его учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Зейский район Амурской области (п.п.1.6).
Свидетельством о государственной регистрации права от 21 июля 2008 года подтверждается закрепление нежилого здания по адресу: <адрес>, за МБОУ Октябрьская СОШ на праве оперативного управления.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, возложение на администрацию Зейского района обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с обеспечением МБОУ Октябрьская СОШ охраной объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, стационарными или ручными металлоискателями, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», охранной сигнализацией, оборудованием основного входа в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны), не противоречит закону и соответствует компетенции органа местного самоуправления.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания детей в образовательных учреждениях.
Отсутствие охраны образовательного учреждения и не оборудование объекта (территории) учреждения инженерно-техническими средствами и системами охраны отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, указанное не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого настоящее решение должно быть исполнено ответчиками, суд исходит из следующего:
Как следует из акта обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ Октябрьская СОШ, соответствующей комиссией установлены предельные сроки на выполнение мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) МБОУ Октябрьская СОШ, среди которых относительно к указанным в иске мероприятиям названы 15 декабря 2020 года, 1 ноября и 15 декабря 2021 года.
Судом установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области № 227-р от 03 декабря 2019 года главам муниципальных образований области постановлено организовать проведение проверок соответствия уровня антитеррористической защищенности социальных, спортивных, культурных и образовательных объектов и объектов здравоохранения, находящихся в муниципальной собственности установленным требованиям и определить потребность в финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности объектов с учетом установленной категории опасности, сведения о потребности в финансировании указанных мероприятий с копией протокола заседания антитеррористической комиссии муниципального образования направить в аппарат антитеррористической комиссии Амурской области и в министерство финансов Амурской области. При этом министерству финансов Амурской области на основании проведенного анализа обоснованности финансовой потребности для реализации мероприятий по антитеррористической защищенности объектов, при формировании бюджета Амурской области на 2020 год предписано рассмотреть возможность дополнительного финансирования антитеррористических мероприятий на социальных, спортивных, культурных и образовательных объектах и объектах здравоохранения.
19 декабря 2019 года администрацией Зейского района Амурской области в адрес министра культуры и национальной политики Амурской области, министра финансов Амурской области, министра образования и науки Амурской области были направлены сведения о потребности в финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных учреждений культуры Зейского района на 2020-2022 годы, в том числе, МБОУ Октябрьская СОШ, согласно которым потребность в финансировании указанных мероприятий в отношении МБОУ Октябрьская СОШ из перечисленных в иске указана только относительно стационарных и ручных металлоискателей, физической охраны, из чего следует вывод, что на остальные спорные мероприятия потребность в дополнительном финансировании в бюджете Зейского района отсутствует.
На основании изложенного, учитывая, что для исполнения обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности во всяком случае требуется проведение дополнительных мероприятий, а также значимость и необходимость скорейшего обеспечения безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, в том числе, детей, суд считает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения - 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Зейского района в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;
оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями;
оснастить объект (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
оснастить объект охранной сигнализацией;
оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).
Обязать администрацию Зейского района Амурской области в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить за счёт средств бюджета муниципального образования Зейский район Амурской области финансирование расходов на выполнение мероприятий, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищённости муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Октябрьская средняя общеобразовательная школа Зейского района:
по обеспечению охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», охранной сигнализацией, по оборудованию основного входа в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 7 августа 2020 года
Судья О.Б. Ворсина