РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.,
при секретаре судебного заседания Маркитановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3026/21 по иску Прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Карташеву Антону Михайловичу, с участием третьего лица Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании ликвидировать отходы производства и потребления 5 класса опасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Карташеву Антону Михайловичу, в котором, ссылаясь на выявленные в ходе проведенных надзорных мероприятий исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, нарушения, просит суд обязать Карташева Антона Михайловича, дата года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серия №... №..., выдан 01.06.2007 Отделением УФМС России по Самарской области в Октябрьском районе гор. Самары, код подразделения 630-010 зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, адрес ликвидировать находящиеся на территории земельного участка с кадастровыми номерами №... по адресу: адрес, адрес адрес отходы производства и потребления 5 класса опасности.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Октябрьской районной прокуратуры г. Самары – Никитина Е.В. исковые требования поддержала.
Ответчик Карташев А.М. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, против удовлетворения исковых требований не возражал, указал, что ведутся работы по ликвидации размещения отходов с указанного земельного участка.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований; просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.07 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Этой же статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно положений ст. 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 89-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч. 1, 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
В соответствии со ст. 2 Закона № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что регламентировано ст. 22 Закона №52-ФЗ.
В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноярского района Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на смежных земельных участках по адресу: адрес, адрес, адрес, с кадастровыми номерами №..., отнесенных к категории земель «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «под жилую застройку», имеются факты накопления отходов потребления 5 класса опасности – отходы цемента в кусковой форме (ФККО 8 22 101 01 21 5), бой строительного кирпича (3 43 210 01 20 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов (1 54 110 01 21 5), на почве навалом без тары, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность земельного участка не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, в связи с чем, можно сделать вывод, что размещение вышеуказанных отходов является незаконным.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, собственником земельных участков с указанными кадастровыми номерами является Карташев Антон Михайлович.
Таким образом, Карташевым Антоном Михайловичем, нарушаются требования федерального законодательства при обращении с отходами.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации являются недопустимыми, нарушают права и свободы жителей муниципального района Красноярский Самарской области и подлежат немедленному устранению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Ответчик Карташев А.М. представил в суд заявление, в котором указал, что признает исковые требования.
Согласно ч. 4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Карташеву Антону Михайловичу, с участием третьего лица Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о обязании ликвидировать отходы производства и потребления 5 класса опасности, - удовлетворить.
Обязать Карташева Антона Михайловича, дата года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серия №... №..., выдан №... Отделением УФМС России по адрес в Октябрьском районе гор. Самары, код подразделения 630-010 зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес адрес, ликвидировать находящиеся на территории земельных участков с кадастровыми номерами №... по адресу: адрес, адрес адрес, отходы производства и потребления 5 класса опасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 июля 2021 года.
Судья О.С. Минина