Решение по делу № 2-486/2021 ~ М-477/2021 от 09.08.2021

Дело №2-486/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Уркарах                                                                                    05 октября 2021 года

Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Р.,

с участием заявителя - ФИО6,

заинтересованных лиц

- представителя органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» по доверенности - ФИО8,

- законных представителей несовершеннолетних ФИО9, ФИО10,

лиц, в отношении которых подано заявление ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6-Иминовны об установлении факта отсутствия родительского попечения,

у с т а н о в и л:

ФИО6 обратилась в Кайтагский районный суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними, мотивируя свои требования тем, что несовершеннолетние - ФИО2, 2007 года рождения, ФИО3, 2012 года рождения, ФИО3, 2009 года рождения остались без родительского попечения в связи с тем, что родители ребенка являются инвалидами второй группы.

Утверждает, что с июля 2021 года - со дня назначения ее опекуном детей, несовершеннолетние проживает с ней, поскольку родители в силу болезни, не могут осуществлять за детьми надлежащий уход.

Учитывая, что во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними не представляется возможным, а установление данного факта порождает для опекуна юридические последствия - возможность определения и подтверждения социально-правового статуса детей, оставшихся без родительского попечения, просит установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними ФИО2, 2007 года рождения, ФИО4, 2012 года рождения, ФИО3, 2009 года рождения

В судебном заседании ФИО6 поддержала свое заявление, пояснив, что дети проживают в ее семье, а установление данного юридического факта необходимо для их социальной поддержки в будущем, в том числе и в учебе.

Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО8 представила заключение о целесообразности установления данного юридического факта.

Заинтересованные лица - родители несовершеннолетних ФИО9 и ФИО10, в судебное заседание явились, требования опекуна поддержали, заявив, что мать ребенка болеет астмой, а отец - онкологией, постоянно находятся на лечении в различных медицинских учреждениях республики и за ее пределами, о чем представили документы.

Несовершеннолетние ФИО2, ФИО3, достигшие возраста 14 и 12 лет соответственно, в чьих интересах подано заявление, пояснили, что в настоящее время проживают у тети (заявителя по настоящему делу), родители являются инвалидами, в связи с чем не в состоянии осуществлять уход за ними. Суть поданного заявления им понятна, просят его удовлетворить.

Несовершеннолетняя ФИО3, 2012 года рождения, в зал заседания не приглашалась.

Выслушав заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и иные факты, которые порождают правовые последствия (п.10).

Статьей 265 ГПК РФ определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются:

- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель, в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения, указывает на определение социально-правового статуса несовершеннолетней как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Суд находит такое обоснование заявления соответствующим требованиям названного выше закона, поскольку установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, и имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.

В силу п.1 ст.10 указанного закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» выплата денежных средств на содержание ребенка производится опекуну (попечителю) - со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) за период с момента наступления события, в связи с которым ребенок признан сиротой или оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

В совместном браке рождены несовершеннолетние - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, матери детей, установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию. Согласно представленной медицинской документации, у ФИО10 хронический гнойно-обструктивный бронхит, БА смешанной формы, тяжелое персистирующее лечение, гормонозависимая, диффузный пневмосклероз, эмфизема легких. Дн 2-3 степени.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 - отцу детей, установлена инвалидность второй группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Согласно представленной медицинской документации, у ФИО9 диагностировано медиастинальная форма рака правого легкого, прогрессирование увеличения лимфоузлов, бронхоэктатическая болезнь.

В соответствии с разделом III Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека, наиболее сложной из которых является 3 степень.

Из индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида ФИО10 следует, что параметры ограничений основных категорий ее жизнедеятельности являются следующими: способность к самообслуживанию - первая, способность к передвижению - первая; способность к трудовой деятельности - вторая.

Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетних установлена опека, опекуном на безвозмездной основе назначена ФИО6, заявитель по настоящему делу.

Согласно частей 1 и 2 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав абзацем третьим статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации» положения п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Частью 3 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» предусмотрено, что для получения денежных средств на содержание ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства, на учете в котором состоит ребенок, следующие документы:

заявление о назначении денежных средств на содержание ребенка;

копия свидетельства о рождении ребенка;

копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного родителя или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, об отобрании детей, ограничении родителей в родительских правах, о признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), об объявлении их умершими, об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе (родителях) из актовой записи о рождении ребенка; документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства; справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители; справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено; акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством факт отсутствия попечения над ребенком единственного родителя или обоих родителей);

Таким образом, в целях получения выплат на содержание детей, заявителю необходимо представить в том числе решение суда о признании детей оставшимися без родительского попечения.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание тяжелые заболевания родителей ребенка, являющихся инвалидами второй группы, их нетрудоспособность, отсутствие надлежащего ухода за несовершеннолетними, установление администрацией района опеки без назначения выплат на содержание детей, необходимость представления в этих целях судебного решения, суд приходит к выводу, что несовершеннолетние 2007, 2009, 2012 годов рождения, осталась без попечения родителей.

В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-268 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление ФИО6-Иминовны удовлетворить.

Установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с болезнью родителей, являющимися инвалидами второй группы.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.

Судья                                                                                                       Алиханов Р.А.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-486/2021 ~ М-477/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Кайтагский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алиханов Руслан Ахмедович
Дело на странице суда
kaitagskiy--dag.sudrf.ru
09.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
05.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее