23 июня 2020 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Щербина Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овчаренко Анастасии Сергеевны в интересах несовершеннолетних Овчаренко Романа Владимировича и Овчаренко Станислава Владимировича к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту образования муниципального образования город Краснодар о признании действий незаконными и обязании реализовать право несовершеннолетних Овчаренко Романа Владимировича и Овчаренко Станислава Владимировича на бесплатное дошкольное образование, по апелляционной жалобе Овчаренко Анастасии Сергеевны в интересах несовершеннолетних Овчаренко Романа Владимировича и Овчаренко Станислава Владимировича на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 17.01.2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Овчаренко А.С. в интересах несовершеннолетних Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту образования муниципального образования город Краснодар о признании незаконным и дискриминационным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар в решении вопроса устройства несовершеннолетних Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В., 16.06.2018 года рождения, в группу полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Карасунского внутригородского округа г.Краснодара в 2019/2020 учебном году и об обязании реализовать право ее детей на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда места в группе полного дня в МБДОУ МО «Детский сад № 197».
В обоснование заявленных требований Овчаренко А.С. указано, что 20.07.2018 года она обратилась в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о постановке детей на учет для получения места в МБДОУ МО детский сад № 197, которое располагает условиями для пребывания детей раннего возраста, имеет соответствующие возрастные группы. Согласно данным электронного учета, очередь детей на зачисление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) не подошла, направление в дошкольную образовательную организацию ей выдано не было. 07.10.2019 года она обратилась в департамент образования с письменным заявлением о предоставлении места в МБДОУ МО детский сад № 197. Письмом от 24.10.2019 года ей было отказано в связи с очередностью и отсутствием свободных мест. Указывает, что такого основания отказа действующее законодательство не предусматривает. Место в других дошкольных образовательных учреждениях, находящихся в доступной близости от ее места жительства, департаментом образования не предложено. По результатам рассмотрения администрацией муниципального образования город Краснодар ее жалобы, направленной в прокуратуру города, получен ответ об отказе в предоставлении ее детям места в дошкольном образовательном учреждении и предложено в период с 15.04.2020 года по 15.07.2020 года обратиться в комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений с соответствующим заявлением об определении детей в детский сад. Считает, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая была избрана родителями ребенка в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Обжалуемым решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 17.01.2020 года в удовлетворении административного иска Овчаренко А.С. отказано.
В апелляционной жалобе Овчаренко А.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку судом при рассмотрении дела не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель администрации муниципального образования город Краснодар не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Овчаренко А.С., представителя департамента образования муниципального образования город Краснодар по доверенности Гавриловой Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая Овчаренко А.С. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками незаконного бездействия допущено не было, а непредоставление места в заявленном административным истцом дошкольном образовательном учреждении обусловлено отсутствием в нем свободных мест и наличием очередности.
С указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно материалам дела Овчаренко А.С. является матерью малолетних Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В., 16.06.2018 года рождения.
07.10.2019 года Овчаренко А.С. обратилась в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об обеспечении ее детей местом в МБДОУ МО детский сад № 197 с января 2020 года.
На учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении дети Овчаренко А.С. состоят с 20.07.2018 года.
Письмом заместителя директора департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 24.10.2019 года на заявление Овчаренко А.С. дан ответ о том, решениями комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Карасунского округа г.Краснодара Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В. отказано в определении в один из детских садов округа по причине отсутствия свободных мест на 2019/2020 учебный год.
Впоследствии Овчаренко А.С. были поданы жалобы в администрацию муниципального образования город Краснодар, прокуратуру города Краснодара и Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае, на которые заявителю даны ответы, содержащие разъяснения порядка и сроков комплектования ДОУ, а также возможность отказа в предоставлении путевки по причине отсутствия свободных мест.
До настоящего времени несовершеннолетние Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В., 16.06.2018 года рождения, ни в один из детских садов не направлены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка (введена в действие с 15.09.1990 года) предусмотрено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально- экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с Положением о Департаменте образования, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 19.08.2010 года №81 п.10, является отраслевым органом управления образования в муниципальном образовании город Краснодар. Департамент образования создает условия и организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми, осуществляет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями муниципального образования город Краснодар.
Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций дошкольного образования воспитанниками на день подачи иска и по настоящее время регулируется Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 года № 293, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования город Краснодар», а также Порядком организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, создания условий для присмотра и ухода за воспитанниками в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар, утвержденным Постановлением администрации от 15.05.2014 года №3107.
Так, согласно вышеуказанному Порядку, комплектование дошкольных учреждений осуществляется посредством Единой информационной системы в автоматическом режиме с учетом: возрастных категорий детей, даты постановки на учет ребенка для направления в дошкольное учреждение, преимущественного права на получение места в детском саду, наличия свободных мест в дошкольных учреждениях для каждой возрастной категории детей, даты желаемого зачисления в дошкольное учреждение.
Как следует из представленной в материалы дела справке МБДОУ муниципального образования город Краснодар «Детский сад № 197», свободных мест в соответствующих возрастных группах полного дня пребывания в избранном административным истцом дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 197 не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 года № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Таким образом, закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 15.06.2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Необходимо отметить, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как установлено частями 3 и 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приёме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа приведённых законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
С учётом изложенных обстоятельств судом апелляционной инстанции установлено, что вышеприведенные действия административного ответчика департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению несовершеннолетних детей административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.
Положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" обязывают органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15.05.2006 года № 5-П разъяснил, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащею исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Вместе с тем, департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар, в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств принятия таких мер не представил.
Как следует из материалов дела, что у Овчаренко А.С. имелись все необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение детьми требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган, документальное согласие на решение вопроса устройства детей в другую образовательную организацию, ближайшую к дому, в случае отсутствия свободных мест в выбранном детском саду).
В связи с чем, у департамента образования возникла обязанность обеспечить несовершеннолетних детей административного истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве детей в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Вместе с тем, мер к устройству несовершеннолетних детей в другом дошкольном образовательном учреждении департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания детей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм Овчаренко А.С., как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права детей на бесплатное дошкольное образование.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что несовершеннолетние Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В. имеют преимущественное право приема в МБДОУ МО «Детский сад № 197» г.Краснодара во внеочередном или первоочередном порядке, поскольку их старшая сестра Овчаренко М.В., 2013 года рождения, обучается в указанном дошкольном учреждении.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем, административным ответчиком доказательств законности оспариваемого административным истцом бездействия, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции не представлено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что бездействие департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в необеспечении несовершеннолетних детей местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, нарушает права административного истца, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности бездействия департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Необходимо отметить, что понуждение департамента образования муниципального образования город Краснодар к обеспечению несовершеннолетних детей местом в дошкольном образовательном учреждении №197, в рассматриваемом случае невозможно, поскольку распределение детей между дошкольными учреждениями в пределах муниципального образования город Краснодар является исключительными функциями департамента образования. Таким образом, понуждение административного ответчика к обеспечению места к конкретном детском саду, в данном случае будет нарушать принцип, разделения властей, предусмотренный Конституцией РФ, так как не позволит исполнительному органу самостоятельно решить по существу данный вопрос.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о предоставлении несовершеннолетним Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В. мест в группе полного дня в МБДОУ МО «Детский сад № 197».
В соответствии с пунктом3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска Овчаренко А.С. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар по отказу в предоставлении несовершеннолетним Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В. мест в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Карасунского внутригородского округа г.Краснодара в 2019/2020 учебных годах. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетним Овчаренко Р.В. и Овчаренко С.В. мест в группе полного дня в МБДОУ МО «Детский сад № 197». В остальной части административного иска Овчаренко А.С. отказать.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 17.01.2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска Овчаренко Анастасии Сергеевны.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар по отказу в предоставлении несовершеннолетним Овчаренко Роману Владимировичу и Овчаренко Станиславу Владимировичу мест в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Карасунского внутригородского округа г.Краснодара в 2019/2020 учебных годах.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетним Овчаренко Роману Владимировичу и Овчаренко Станиславу Владимировичу мест в группе полного дня в МБДОУ МО «Детский сад № 197».
В остальной части административного иска Овчаренко Анастасии Сергеевны - отказать.
Председательствующий: К.В.Лободенко
Судья: Е.В.Ефименко
Судья: Н.А.Морозова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 июля 2020 года.