Дело № 3а-15/2021 (3а-117/2020)
70OS0000-01-2020-000130-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 февраля 2021 г. Томский областной суд в составе:
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Степановой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Мироновой Светланы Александровны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости,
установил:
Миронова С.А. в лице представителя Чернюк Ю.А. обратилась в Томский областной суд с административным иском к Департаменту управления государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2475000 рублей;
нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2442000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности на вышеназванные объекты недвижимости; их кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2019 г., значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением от 22 сентября 2020г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области, областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование– ОГБУ «ТОЦИК») и Густилин Б.А.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца и ее представителя, административных ответчиков Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Росреестра по Томской области и заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», ОГБУ «ТОЦИК», Густилина Б.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и заявивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменных отзывах на административный иск и на заключение судебной экспертизы представители Управления Росреестра по Томской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» оставили решение по административному делу на усмотрение суда.
Со стороны заинтересованного лица Густилина А.Б. отзыва не поступило.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что административный истец с 27 мая 2020г. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: /__/, общей площадью /__/; пом. /__/, общей площадью /__/, и имеющие кадастровые номера /__/ и /__/, соответственно (т.1 л.д.23-29).
Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019г.в следующих размерах:
нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 4117998рублей 02 копейки (пункт 150941 приложения);
нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 4067676рубля 25 копеек (пункт 150940 приложения).
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости не составлялся.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29 января 2020г. (выписки из ЕГРН от 29 июля 2020г., т.1 л.д.21, 22).
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса, то есть в числе прочих - расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1января 2020г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 данного Кодекса.
Законом Томской области от 13 ноября 2018г. №125-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 г. (статья 1).
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018г. №334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчет №457-А/2020 от 10 августа 2020г., согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 2475000рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 2442000рублей (т.1 л.д.36-78).
В связи с возражениями представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете, по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Центр независимой экспертизы и оценки», по результатам которой составлено заключение эксперта №0680-3/20; в соответствии с заключением по состоянию на 1 января 2019г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 2517000рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 2486000рублей.
Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе подготовленный «Бюро оценки «ТОККО» отчет №457-А/2020 от 10 августа 2020г., суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно заключения, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявили.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату утверждения их кадастровой стоимости (1 января 2019 г.) может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.
В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращалась; административное исковое заявление подано в суд 1 сентября 2020г.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Мироновой Светланы Александровны к Департаменту управления государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области удовлетворить:
установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость
нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2517000 (два миллиона пятьсот семнадцать тысяч) рублей;
нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2486000 (два миллиона четыреста восемьдесят шесть тысяч) рублей.
данная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;
датой подачи заявления считать 1 сентября 2020 г.;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий