Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-15/2021 (3а-117/2020;) ~ М-104/2020 от 01.09.2020

Дело № 3а-15/2021 (3а-117/2020)

70OS0000-01-2020-000130-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2021 г. Томский областной суд в составе:

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Степановой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Мироновой Светланы Александровны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости,

установил:

Миронова С.А. в лице представителя Чернюк Ю.А. обратилась в Томский областной суд с административным иском к Департаменту управления государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2475000 рублей;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2442000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности на вышеназванные объекты недвижимости; их кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2019 г., значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением от 22 сентября 2020г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области, областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование– ОГБУ «ТОЦИК») и Густилин Б.А.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца и ее представителя, административных ответчиков Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Росреестра по Томской области и заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», ОГБУ «ТОЦИК», Густилина Б.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и заявивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменных отзывах на административный иск и на заключение судебной экспертизы представители Управления Росреестра по Томской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» оставили решение по административному делу на усмотрение суда.

Со стороны заинтересованного лица Густилина А.Б. отзыва не поступило.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что административный истец с 27 мая 2020г. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: /__/, общей площадью /__/; пом. /__/, общей площадью /__/, и имеющие кадастровые номера /__/ и /__/, соответственно (т.1 л.д.23-29).

Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019г.в следующих размерах:

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 4117998рублей 02 копейки (пункт 150941 приложения);

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 4067676рубля 25 копеек (пункт 150940 приложения).

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости не составлялся.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29 января 2020г. (выписки из ЕГРН от 29 июля 2020г., т.1 л.д.21, 22).

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса, то есть в числе прочих - расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1января 2020г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 данного Кодекса.

Законом Томской области от 13 ноября 2018г. №125-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 г. (статья 1).

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018г. №334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчет №457-А/2020 от 10 августа 2020г., согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 2475000рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 2442000рублей (т.1 л.д.36-78).

В связи с возражениями представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете, по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Центр независимой экспертизы и оценки», по результатам которой составлено заключение эксперта №0680-3/20; в соответствии с заключением по состоянию на 1 января 2019г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 2517000рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 2486000рублей.

Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе подготовленный «Бюро оценки «ТОККО» отчет №457-А/2020 от 10 августа 2020г., суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.

Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно заключения, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявили.

Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату утверждения их кадастровой стоимости (1 января 2019 г.) может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращалась; административное исковое заявление подано в суд 1 сентября 2020г.

В связи с изложенным, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Мироновой Светланы Александровны к Департаменту управления государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области удовлетворить:

установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2517000 (два миллиона пятьсот семнадцать тысяч) рублей;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 2486000 (два миллиона четыреста восемьдесят шесть тысяч) рублей.

данная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

датой подачи заявления считать 1 сентября 2020 г.;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий

3а-15/2021 (3а-117/2020;) ~ М-104/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миронова Светлана Александровна
Ответчики
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области
Управление Росреестра по Томской области
Суд
Томский областной суд
Судья
Петровский Максим Васильевич
Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация административного искового заявления
01.09.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2020Подготовка дела (собеседование)
28.09.2020Подготовка дела (собеседование)
28.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2020Предварительное судебное заседание
01.02.2021Производство по делу возобновлено
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021Дело оформлено
20.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее