Судья: Попова Н.А. дело <данные изъяты>
<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.В.,
судей Петруниной М.В., Черных И.Н.,
при помощнике судьи Порватове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2020 года апелляционную жалобу Савченко Е. Ю. на решение Ногинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> по иску Савченко Е. Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по г. Москве и Московской области о назначении страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Савченко Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по гор. Москве и Московской области (далее – ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по гор. Москве и Московской области) о назначении страховой пенсии по старости, на основании ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты> – ФЗ «О страховых пенсиях» с <данные изъяты>.
<данные изъяты> и <данные изъяты> истцу Савченко Е.Ю. отказано в назначении пенсии по старости, на основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано из - за отсутствия постоянного проживания на территории РФ. Кроме того, отказ мотивирован тем, что истец проживает в Литовской Республике, а пенсионное обеспечение граждан, проживающих Литовской Республике, регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от <данные изъяты>.
Сторона истца считает, что страховая пенсия по старости должна быть назначена Савченко Е.Ю., а выводы Пенсионного фонда являются несостоятельными в связи со следующим.
Пенсионный фонд не оспаривает тот факт, что Савченко Е.Ю. является гражданином Российской Федерации. Имеет паспорт гражданина Российской Федерации.
Истец Савченко Е.Ю. родилась <данные изъяты>. В 2017 году (период обращения за назначением пенсии) ей исполнилось 55 лет. В 2017 году право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.
Указанные факты позволяют назначить истцу страховую пенсию с момента первого обращения в Пенсионный фонд.
При обращении в Пенсионный фонд Савченко Е.Ю. представила справку из Генконсульства России в Литовской Республике, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> («временная регистрация»).
Исходя из представленных истцом документов, Пенсионный фонд делает следующий вывод: для реализации истцом пенсионных прав ей необходимо иметь регистрацию по месту жительства («постоянную прописку»). Данные обстоятельства явились поводом для отказа в назначении страховой пенсии.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась.
Представитель истца Савченко Е.Ю. – адвокат Быков В.Е., действующий по ордеру и доверенности, заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ <данные изъяты> по гор. Москве и Московской области - Крылова Я.В., действующая по доверенности, иск не признала, пояснила суду, что в 2018 году истец обратилась в Пенсионный фонд Литовской Республики за назначением пенсии по старости, документы у нее были приняты, но было отказано в назначении пенсии, поскольку по закону указанного государства она не достигла пенсионного возраста. В 2019 году истец получила паспорт гражданина РФ, после получения паспорта <данные изъяты>, где отсутствует место ее регистрации на территории РФ, обращалась в Пенсионный фонд за назначением пенсии.
Назначение пенсии, пенсионное обеспечение гражданина проживающего в Литовской Республике, регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики «О пенсионном обеспечении» от <данные изъяты>. Ст. 2 настоящего Соглашения регулирует пенсионное обеспечение лиц, постоянно проживающих на территории государства одной стороны и переселяющихся на постоянное место жительства на территорию государства другой стороны. Согласно ст. 4 указанного Соглашения Пенсионное обеспечение лиц, указных в ст. 2 Соглашения осуществляется компетентными учреждениями, в соответствии с законодательством и за счет средств государств стороны, на территории которого они постоянно проживают. Истец имеет постоянное место проживания на территории Литовской Республики, значит, пенсионное обеспечение должно осуществляться государством Литовской Республики.
Решением Ногинского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования Савченко Е. Ю. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Савченко Е.Ю. подала апелляционную жалобу на решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил ответ <данные изъяты> от <данные изъяты> на запрос судебной коллегии от <данные изъяты> <данные изъяты>.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца - адвокат Быков В.Е., который доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения спора при данной явке, поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени, месте и дне судебного разбирательства, их неявка, с учетом отсутствия доказательств уважительности, не является препятствием к рассмотрению спора (статьи 167, 169 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы гражданского права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Савченко Е. Ю., <данные изъяты> года рождения дважды (<данные изъяты> и <данные изъяты>) обращалась за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Закон №400-ФЗ) и статьями 2 и 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от <данные изъяты> (далее Соглашение от <данные изъяты>).
В соответствии со статьей 8 ФЗ №400-ФЗ:
1. Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет;
2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа;
3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ФЗ №400-ФЗ:
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет;
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с <данные изъяты> ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона;
С <данные изъяты> страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Савченко Е.Ю. достигла 55 летнего возраста - <данные изъяты>., соответственно для назначения пенсии требуется стажа 8 лет, ИПК – 11,4.
В страховой и общий трудовой стаж Савченко Е.Ю. были учтены следующие периоды:
с <данные изъяты> по <данные изъяты> - работа на фабрике ремонта и пошива одежды <данные изъяты>;
с <данные изъяты> по <данные изъяты> - работа на Ногинской городской фабрике пошива и ремонта одежды по индивидуальным заказам;
с <данные изъяты> по <данные изъяты> – уход за ребенком до 3 лет.
Документально подтвержденный страховой стаж по представленным документам по состоянию на <данные изъяты> и <данные изъяты> составил:
7 лет 10 месяцев 6 дней - по действующему законодательству
9 лет 4 месяца 4 дня. – по ранее действующему законодательству.
В соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <данные изъяты>, определяется по формуле:
,
где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до <данные изъяты>;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленный по состоянию на <данные изъяты> по нормам Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до <данные изъяты>, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи.
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1,
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1,
СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на <данные изъяты>, равная 64 рублям 10 копейкам.
П –определяется исходя из пенсионного капитала за работу до <данные изъяты>, то есть пенсионных прав застрахованного лица, приобретенных им по состоянию на <данные изъяты>, которые преобразуются (конвертируются) по нормам статьи 30 Закона от <данные изъяты> №173-ФЗ и суммы начисленных за пенсионера работодателем в Пенсионный фонд РФ страховых взносов за периоды работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
При всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех представленных Савченко Е.Ю. документов, а также при проверке всех вариантов расчета пенсии выбран выгодный вариант определения расчетного размера страховой пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ от <данные изъяты>.
Расчетный размер пенсии для определения пенсионного капитала за периоды работы до 01.01.2002г рассчитывается:
РП=ЗР х СК, где:
РП – расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет и составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,25.
Расчет пенсии по п.4 ст.30 Закона №173-ФЗ
Страховой стаж на 26.06.2017г и 14.08.2019г составляет: 9 лет 4 месяца 04дня.
Общий трудовой стаж на 31.12.2001г составляет: 9 лет 4 месяц 04 дня.
Стаж для валоризации на 31.12.1990г составляет: 9 лет 04 месяца 04 дня.
Отношение фактического стажа к требуемому – 0,46722222.
Среднемесячный заработок учтен за период с 10.1982г по 09.1987г (60 мес.) как выгодный вариант из представленных справок о заработной плате и составил 371,44 руб.
Расчет страховой части пенсии на 31.12.2014г.
РП = 371.44 х 0,55 = 204,29. Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 руб., поэтому размер РП равен 660 руб.
ПК (пенсионный капитал) при полном стаже на 01.01.2002г (20 лет для женщин) = (660-450(БЧ) x 228 (Т) ) = 47880,00.
Расчет пенсионного капитала (РПК) на дату назначения пенсии при неполном стаже составил: ПК на 31.12.2014г = 47880 x 0,46722222 x 5,61481656038 (суммарный коэффициент индексации) = 125606,81руб, (где 0,46722222- отношение фактического стажа к полному).
Кроме того, расчетный пенсионный капитал, исчисленный до 01.01.2002г подлежит валоризации.
Общий трудовой стаж до 01.01.1991г (в соответствии со ст.30. п.4) равен 9 лет 4 месяца 4 дня, следовательно коэффициент валоризации составил 10%+9%=19%.
Сумма валоризации определяется в следующем порядке:
125606,81(ПК на 31.12.2014г) x 0,19(процент валоризации) = 23865,29руб.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ, где период с 01.01.2002г по 31.12.2014г – отсутствуют.
Итого пенсионный капитал по состоянию на 31.12.2014г составил:
149472,10руб (125606.81+23865,29+0)
Страховая часть пенсии на 31.12.2014г составила:
149472,10 : 228 (Т) = 655,58, где Т – ожидаемый период выплаты.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до <данные изъяты>, составляет: 10,227 = 655,58 (страховая часть на декабрь 2014г) : стоимость ИПК= 64,10.
В соответствии с частью 18 статьи 15 Закона №400-ФЗ Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с <данные изъяты> с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по формуле:
,
где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с <данные изъяты> с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.
ИПК за период после <данные изъяты> - 0,000, поскольку в указанный период Савченко Е.Ю. не работала.
Итого ИПК 0,00+10,227 = 10,227. Требуемый индивидуальный пенсионный коэффициент на 2017г – 11,4.
Таким образом, на дату обращения <данные изъяты> и <данные изъяты> у Савченко Е.Ю. отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Савченко Е. Ю. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи