63RS0007-01-2022-003065-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
17 октября 2022 г. <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2547/2022 по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Будкову В. С. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании задолженности по уплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Ростовская таможня обратилась в суд с административным иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни административным ответчиком по пассажирской таможенной декларации № было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер №. Срок временного ввоза транспортного средства установлен до ДД.ММ.ГГГГ, по истечении которого транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. На основании статьи 73 Закона о таможенном регулировании, Ростовской таможней в адрес Будкова В.С. было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ в размере 438 680,43 руб.. Указанное уведомление административным ответчиком до настоящего времени не исполнено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с Будкова В.С. задолженность по уплате таможенных платежей в размере 292 518,62 руб., пени в размере 251 673,28 руб., а всего 544 191,90 руб..
Представитель административного истца – Ростовской таможни в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дополнений не представил. В административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Будков В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
К числу указанных международных договоров, в частности, относится Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс).
Пунктом 1 статьи 264 и пунктом 7 статьи 266 Таможенного кодекса предусмотрен временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Согласно пункту 5 статьи 268 Таможенного кодекса в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 этой статьи:
1) в случае передачи таких транспортных средств для личного пользования иным лицам в нарушение требований статьи 264 данного кодекса - день передачи, а если этот день не установлен, - день выпуска транспортных средств для личного пользования для временного нахождения на таможенной территории Союза;
2) в случае утраты таких транспортных средств для личного пользования в пределах срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы, - день утраты транспортных средств для личного пользования, а если этот день не установлен, - день выпуска транспортных средств для личного пользования для временного нахождения на таможенной территории Союза;
3) в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 данного кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни административным ответчиком Будковым В.С. по пассажирской таможенной декларации было временно ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для личного пользования транспортное средство <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер №, VIN: №, объем двигателя 1 391 куб. см.. Срок временного ввоза указанного транспортного средства был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
По истечении указанного срока, транспортное средство с территории ЕАЭС вывезено не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Решением Федеральной таможенной службы Таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Ростовской таможни по результатам таможенного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса.
Вышеуказанное решение административным ответчиком оспорено не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В адрес административного ответчика было выставлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности в размере 438 680,43 руб., со сроком исполнения обязанности – ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой таможенных платежей, таможенный орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с должника Будкова В.С. в пользу взыскателя – Ростовской таможни задолженности по уплате таможенных платежей в размере 292 518,62 руб., пени в размере 162 104,07 руб., а также государственной пошлины в размере 3 873 руб..
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен, в связи с возражениями должника Будкова В.С..
С настоящим административным исковым заявлением Ростовская таможня обратилась в Волжский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штемпель на почтовом конверте.
Проверяя соблюдение сроков, установленных законом для выставления должнику уведомления, а также для принудительного взыскания таможенных платежей и пеней суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее также - Закон о таможенном регулировании) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (часть 1).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 названного федерального закона (часть 2).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 упомянутого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 12 мая 2016 года N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд. Приведенное толкование ранее было дано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Как указано ранее, уведомление (уточнение к уведомлению) было выставлено ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения обязанности об уплате таможенных платежей наступил ДД.ММ.ГГГГ, пени за просрочку уплаты таможенных платежей начислены с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеуказанные положения закона, таможенный орган должен был выставить уведомление (уточнение к уведомлению) в адрес должника Будкова В.С. в пределах трехлетнего пресекательного срока, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 года), однако уведомление (уточнению к уведомлению) было выставлено ДД.ММ.ГГГГ, т. е. за пределами установленных законом сроков. Вместе с тем, поскольку указанный пресекательный трехлетний срок также распространяется и на принудительное взыскание, таможенный орган вправе был обратился в суд за взысканием таможенных платежей в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 года). Однако с заявлением о вынесении судебного приказа Ростовская таможня обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, т. е. за пределами трехлетнего срока.
Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит выводу о том, что таможенным органом пропущен прескательный срок установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании и пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд.
В соответствии с положениями части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Из содержания административного искового заявления следует, что в соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в ДД.ММ.ГГГГ году Таганрогская и Миллеровская таможни были реорганизованы путем присоединения к Ростовской таможне. В связи с чем, в течение ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены работы по передаче и приему информационных и документационных ресурсов, в том числе информации по задолженностям физических лиц по уплате таможенных платежей и пеней. Кроме того, административному истцу лишь в ДД.ММ.ГГГГ году стало известно о том, что административный ответчик имел регистрацию на территории РФ, в связи с чем отсутствовала возможность взыскания задолженности таможенных платежей и пени в принудительном порядке.
Рассматривая изложенные выше причины пропуска срока, применительно к выставлению уведомления и обращением за принудительным взысканием, эти причины не могут быть признаны судом уважительными, поскольку таможенный орган должен был сформировать и выставить уведомление об образовании задолженности по уплате таможенных платежей в адрес административного ответчика, а затем обратиться за принудительным взысканием указанной задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до имевших место в ДД.ММ.ГГГГ реорганизационных процедур. Однако, этого сделано не было, как не представлено доказательств в подтверждение того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год таможенным органом предпринимались необходимые действия, направленные на установление места регистрации Будкова В.С..
Исходя из этого, суд приходит к выводу, что основанием для пропуска срока подачи заявления о вынесении судебного приказа, послужило бездействие таможенного органа, которое не может быть принято во внимание как уважительная причина пропуска срока для подачи заявления о вынесении судебного приказа. Иных уважительных причин пропуска срока судом не установлено, доказательств, опровергающих выводы суда в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Ростовской таможни о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Ростовской таможни к Будкову В. С. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в размере 292 518,62 руб., пени в размере 251 673,28 руб., а всего 544 191,90 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Серова С.Н.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.