Дело № 12-24/2017
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2017 года с.Большой Улуй
Судья Большеулуйского районного суда Красноярского края Марченко П.С.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.
рассмотрел в судебном заседании жалобу представителя юридического лица – администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края - главы Сучковского сельсовета на постановление главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам от 22 мая 2017 года, № <данные изъяты>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам от 22 мая 2017 года, <данные изъяты>, юридическое лицо - администрация Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000руб.
Согласно постановлению юридическим лицом – администрацией Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края не определены места для строительства мусороперегрузочных станций /площадки для временного хранения твердых бытовых отходов/, не в полном объеме проводится контроль за санитарной очисткой территорий д.Симоново, д.Секретарка, д.Красновка по удалению отходов, отсутствуют площадки для мусоросборников на кладбищах с.Симоново, д. Красновка.
Администрация Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края обжаловала постановление, просит о его отмене указывая, что действующим законодательством на администрацию не возложены функции контроля за санитарной очисткой территорий населенных пунктов, а также возможности их транспортирования и сбора, что относится к лицензионным видам деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Копия жалобы направлялась Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Ачинске.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Ачинске о рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился.
Глава Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Неявка представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Ачинске, представителя администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края не является препятствием для рассмотрения дела по представленным сторонами доказательствам.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, а также дополнительно представленные администрацией Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края материалы, полагаю, что принятое по делу об административном правонарушении постановление подлежит отмене.
Из материалов дела установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Сучковского сельского поселения послужили результаты плановой проверки, в ходе которой проверялось соблюдение, в том числе, обязательных требований Федерального закона от 23.03.1992года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 года, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», СанПин № 2.1.288-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ. Зданий и сооружений похоронного дела.
22 мая 2017 года по результатам проверки территориальным органом Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении юридического лица - администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которому администрацией Сучковского сельского поселения нарушены санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами, а именно: в нарушение п. 1.4,1.9, 1.13 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» не определены места для строительства мусороперегрузочных станций /площадки для временного хранения твердых бытовых отходов/; не в полном объеме проводится контроль за санитарной очисткой территорий д.Симоново, д.Секретарка, д.Красновка по удалению отходов, так как обнаружены скопления мусора на окраинах населенных пунктов, вдоль дорог; в нарушение п.6.7 СанПин № 2.1.288-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ. Зданий и сооружений похоронного дела» отсутствуют площадки для мусоросборников на кладбищах с.Симоново, д. Красновка.
22.05.2017 года в отношении администрации Сучковского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 8.2КоАП РФнесоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая хозяйственная деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с чч.1,2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «л», «н» ч.1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года, № 9-3724, «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены полномочия по участию в организации деятельности по сбору /в том числе раздельному сбору/ и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Сучковского сельского поселения осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по сбору, накоплению, использованию, транспортировании и ином обращении с отходами.
При этом полномочия администрации Сучковского сельского поселения по участию в организации на территории муниципального образования деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, администрацией Сучковского сельского поселения заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов администрации, а также договор на оказание работ по специализированному сбору, хранению и транспортировке отходов опасности по мере их накопления, к месту переработки, обезвреживания и уничтожения (утилизации) в специализированной организации – полигон ТБО в с.Большой Улуй /л.д.185-190/.Администрацией Сучковского сельского поселения принято Положение об организации похоронного дела, согласно которому содержание кладбищ возложено на специализированную службу.
Следовательно, администрация Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Изложенное исключает наличие в действиях администрации Сучковского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам от 22 мая 2017 года, №, вынесенные в отношении юридического лица - администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ подлежат отмене.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, отношении администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам от 22 мая 2017 года, №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд.
Судья Марченко П.