Дело №2-881/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,
с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,
при секретаре Климовской Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенский район» о возложении обязанности обустроить контейнерные площадки для сбора мусора на территории МО «Инзенское городское поселение»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенский район» о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) муниципального образования «Инзенское городское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенский район», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
Советом депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района 19.09.2013 принято решение №4 о ликвидации администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение». В связи с этим полномочия по решению вопросов местного значения переданы от администрации МО «Инзенское городское поселение» администрации МО «Инзенский район».
В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила и нормы СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающих на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
Объектами очистки являются: территория домовладения, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.
Срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Инзенский район» в нарушение требований закона не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) в г. Инза.
Гражданам, проживающим в частном секторе приходиться выбрасывать бытовые отходы и мусор в контейнеры, расположенные возле жилых многоквартирных домов.
В результате этого происходит переполнение контейнеров, и бытовой мусор располагается на земле возле контейнерных площадок. Номенклатура отходов различная: пластиковая и стеклянная тара, бумажные коробки и отходы ТБО, куски пластика, полиэтилена и спиленные деревья. Переполненные контейнерные площадки возле жилых многоквартирных домов являются очагом антисанитарии и создают условия для возникновения вспышки инфекционных заболеваний, постоянного нахождения возле контейнерных площадок домашних животных, которые могут быть переносчиками опасных болезней.
В 2013 году и истекшем периоде 2014 года прокуратурой района в Инзенский районный суд направлено 6 исковых заявлений об обязании ликвидировать несанкционированные свалки. Данные свалки в большинстве случаев выявлялись прокуратурой района на территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) МО «Инзенское городское поселение».
Кроме этого, администрацией МО «Инзенский район» самостоятельно в 2013 году и истекшем периоде 2014 ликвидировано 40 несанкционированных свалок, расположенных на территории МО «Инзенское городское поселение». На ликвидацию данных свалок из бюджета МО «Инзенский район» выделено более 900 тыс. руб. Данные затраченные денежные средства могли быть освоены на установку и обустройство контейнерных площадок на территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) МО «Инзенское городское поселение».
Подобные нарушения законодательства нарушают права граждан на благоприятную среду обитания, могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан, негативно отражаются на благоустройстве и эстетическом облике населенного пункта.
Просил суд обязать администрацию МО «Инзенский район» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) муниципального образования «Инзенское городское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. исковые требования уточнил, просит суд обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» обустроить контейнерные площадки для сбора мусора на территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) муниципального образования «Инзенское городское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В обоснование уточненных требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации МО «Инзенский район» Дозорова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, с уточненными исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что в поданном исковом заявлении, а также в уточненном исковом заявлении не указаны наименование улиц, что делает данные требования заведомо неисполнимыми. Также, в поданном исковом заявлении прокуратура района просит обязать Администрацию МО «Инзенский район» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки (частного сектора) МО «Инзенское городское поселение» в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, в уточненных исковых требованиях - обязать Администрацию МО «Инзенский район» обустроить контейнерные площадки на территории индивидуальной жилой застройки (частного сектора) МО «Инзенское городское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, однако, не приводит никакого нормативного обоснования своих уточненных требований. Кроме того, отсутствие на балансе контейнерных площадок не свидетельствует об их отсутствии (в качестве примера: площадки по улицам Вокзальная, Кр.Бойцов, Садовая - установлены в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями). Из материалов дела усматривается и подтверждается пояснениями директора ООО «ГЕО-Сервис» тот факт, что жители частного сектора отказываются от заключения договоров на вывоз бытовых отходов. Таким образом, установка контейнерных площадок помимо тех, которые уже установлены, не целесообразны, в связи с отсутствием заключенных договоров вывоза мусора, что приведет к образованию свалок. Кроме того, в материалах дела отсутствует доказательство того, что имеющиеся контейнерные площадки не соответствуют нормам СанПина. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица – директор общества с ограниченной ответственностью «ГЕО-Сервис» Юртанов Д.М. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что ООО «ГЕО-Сервис» занимается сбором и вывозом мусора на территории города Инза. В городе около 70 контейнерных площадок. Расположены они в основном в районах многоквартирной застройки. В связи с этим жители частных домов выносят мусор в контейнеры обслуживающих организаций или вообще организовывают несанкционированные свалки. В частной застройке организованы площадки только на транзитных улицах, таких как Вокзальная, Садовая, Шоссейная. В микрорайоне «Китовка» контейнерные площадки отсутствуют полностью. В связи с отсутствием в частном секторе контейнерных площадок ООО «ГЕО-Сервис» не может заключить договора с собственниками индивидуальных жилых домов, что приводит к образованию свалок. В настоящее время из числа жителей частного сектора договоры заключены примерно со 150 гражданами.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» Руднев О.В. – генеральный директор исковые требования прокурора также поддержал и пояснил, что ООО «ЖЭУ» является управляющей компанией. У организации заключен договор с ООО «ГЕО-Сервис» на сбор и вывоз мусора из контейнерных площадок, расположенных около многоквартирных домов. При этом в частном секторе города Инза контейнерные площадки отсутствуют, в связи с чем жители индивидуальных жилых домов выбрасывают мусор в контейнеры, расположенные около многоквартирных домов, что приводит к переполнению контейнеров.
Представитель третьего лица – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальный коммунальный комплекс» Рамазанов О.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, привел доводы, аналогичные доводам представителя ООО «ЖЭУ».
Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18).
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
01.04.2013 года решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» внесены изменения в Устав МО «Инзенское городское поселение», согласно которым статья 34 Устава изложена в следующей редакции «Администрация поселения не образуется. Полномочия Администрации поселения в полном объеме исполняет Администрация муниципального образования «Инзенский район».
Решением совета депутатов МО «Инзенский район» от 01.04.2013 года внесены изменения в Устав МО «Инзенский район», согласно которым Администрация МО «Инзенский район» исполняет полномочия администрации МО «Инзенское городское поселение» в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Соответствующие изменения внесены в Устав МО «Инзенский район» (статья 43.1 Устава).
Таким образом, в настоящее время администрации МО «Инзенский район» переданы полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора МО «Инзенское городское поселение».
Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.
Санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрена необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов.
Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 года №152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, согласно которым генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям Санитарных правил содержания территорий населенных мест.
Постановлением администрации МО «Инзенское городское поселение» от 10.01.2013 года утверждена Генеральная схема очистки территории Инзенского городского поселения.
Указанной Генеральной схемой определен объем отходов частного сектора в г.Инза в размере 9920 куб. м. в год. При этом количество контейнеров для частного сектора не определено. При этом генеральной схемой установлено, что охват частного сектора контейнерными площадками предусмотрено 4,3 % от общего количества.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО «Инзенский район» в прокуратуру района от 10.11.2014 года, администрацией ликвидировано 40 несанкционированных свалок на территории МО «Инзенское городское поселение». На ликвидацию свалок из бюджета в 2013-2014 г.г. выделено 964 910 руб. 40 коп.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в частном секторе г.Инза оборудовано недостаточно контейнерных площадок для сбора и вывоза мусора.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Обеспечение организации контейнерных площадок для сбора бытовых отходов относится к вопросам организации сбора и вывоза ТБО и находится в компетенции органа местного самоуправления, поэтому возложение такой обязанности на ответчика не противоречит требованиям законодательства. В силу п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для установки контейнеров» должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием.
В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» мер для организации контейнерных площадок на территории индивидуальной жилой застройки МО «Инзенское городское поселение» не принято.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы прокурора в части того, что подобные нарушения законодательства нарушают права граждан на благоприятную среду обитания, могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан, негативно отражаются на благоустройстве и эстетическом облике населенного пункта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» обустроить контейнерные площадки для сбора мусора на территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) муниципального образования «Инзенское городское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: