Дело № 2а-224/2020
УИД 13RS0001-01-2020-000370-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кемля 24 июля 2020 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Мордовия к Балаеву А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Мордовия обратилась с административным исковым заявлением к Балаеву А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что Балаев А.А. является плательщиком: транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированное транспортное средство ВАЗ 211440, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> выпуска, дата регистрации права 08.11.2016 г., дата утраты права 08.09.2018 г. и транспортное средство BMW X5, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права 15.01.2016, дата утраты права 08.10.2019; налога на имущество, так как имеется в собственности объекты недвижимости – квартиру с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу <адрес>.
В соответствии с требованиями статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Мордовия № 46-З от 17 октября 2002 г. «О транспортном налоге» налогоплательщику был исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 17284 рубля по сроку уплаты 02 декабря 2019 г. В установленный законом срок налог не уплачен.
В соответствии с требованиями статьи 5 Закона №2003-1 от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщику Балаеву А.А. был исчислен налог на имущество за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019 г. в сумме 16 рублей 00 копеек.
В связи с тем, что налогоплательщиком добровольно транспортный налог и налог на имущество не был уплачен, ему, в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени по транспортному налогу в сумме 1356 рублей 40 копеек за период с 02 декабря 2017 г. по 22 декабря 2019 г., а также пени по налогу на имущество в сумме 0 рублей 07 копеек.
Балаеву А.А. в порядке статей 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования от 23.12.2019 №22686, от 02.07.2019 №13233 о необходимости погашения образовавшейся задолженности по налогам и пени, о чем свидетельствует реестр на отправку требования. В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия обращалась к мировому судье судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия с заявлением о взыскании задолженности по налогам с Балаева А.А. Мировым судьей судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия 16.04.2020 г. был вынесен судебный приказ № о взыскании с должника Балаева А.А. недоимки по уплате транспортного налога и пени, недоимки по налогу на имущество и пени. Балаев А.А. обратился в судебный участок с возражением относительно исполнения данного приказа, на основании чего 07.05.2020 г. мировой судья судебного участка Ичалковского района вынес определение об отмене судебного приказа.
На основании изложенного и в соответствии со статьями 48,69,75 НК Российской Федерации, Закона Республики Мордовия №46-3 от 17.10.2002 года «О транспортном налоге», Закона Российской федерации №2003-1 от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц», статьи 123.3 КАС Российской Федерации административный истец просит взыскать с административного ответчика Балаева А.А. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 17 284 рубля 57 копеек, задолженность по пени за период с 02 декабря 2017 г. по 22 декабря 2019 г. в размере 1356 рублей 40 копеек, а также недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 16 рублей 00 копеек, задолженность по пени по налогу на имущество за период с 3 декабря 2018 г. по 22 декабря 2019 г. в размере 0 рублей 07 копеек, а всего в общей сумме – 18656 рублей 47 копеек.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия, в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными, в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца Начальник МИФНС России №4 по РМ Чиршева Е.С. согласно заявлению просила дело рассмотреть в её отсутствии, против рассмотрения дела в упрощенном порядке не возражала.
Возражений от административного ответчика Балаева А.А. о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступили.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В силу части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункт 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации приведены различные виды и мощности транспортных средств, а также ставки транспортного налога в рублях, которые установлены применительно к типу транспортного средства.
Статьей 2 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге» (в редакции от 13 ноября 2017 г.) установлено, что ставки транспортного налога устанавливаются на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно, 17,3 рублей; автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно, 75 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
До 1 января 2015 г. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц была предусмотрена Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.Согласно статье 5 Закона N 2003-1 налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 8). Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (часть 11).
С 01 января 2015 г. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Судом установлено и подтверждается письменными доказательствами из административного дела, что с 2016 года Балаев А.А. являлся собственником транспортных средств: автомобиля легкового, марки ВАЗ 211440, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, с мощностью двигателя 81 л.с., дата регистрации владения 08.11.2016, дата прекращения владения 08.09.2018; и автомобиля легкового марки БМВ Х5, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, с мощностью двигателя 218 л.с., дата регистрации права собственности 15.01.2016 г., дата прекращения права собственности 08.10.2019 г., а также собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 07.11.2018, дата прекращения права12.02.2020 г.
Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия Балаеву А.А. был исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 16350 рублей за транспортное средство БМВ Х5 и в размере 934 рубля за транспортное средство ВАЗ 211440, а в общей сумме 17284 рубля 00 копеек, а также налог на имущество физических лиц в сумме 16 рублей 00 копеек. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №21231200 от 04 июля 2019 г. о необходимости уплаты налога не позднее 02 декабря 2019 г. (л.д. 16).
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением административным ответчиком в установленный законом срок обязанности по уплате налога, на сумму задолженности начислены пени.
Так в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации Балаеву А.А. были исчислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 22.12.2019 в сумме 1356 рублей 40 копеек, а также пени по налогу на имущество за период с 03.12.2018 по 22.12.2019 в размере 0,07 рублей, что подтверждается расчетом пени по транспортному налогу и налогу на имущество (об.л.д.2, 37).
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
23 декабря 2019 г. Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия Балаеву А.А. выставлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в сумме 17284 рублей и задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 73 рубля 96 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 16 рублей и задолженности по пени по налогу на имущество в сумме 0,07 рублей (л.д. 4). Ранее 02 июля 2019 года в адрес налогоплательщика Балаева А.А. было выставлено требование №13233 об уплате задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 1282 рубля 51 копейка (л.д.7) Данные требования направлены Балаеву А.А. почтовой связью, что подтверждается копиями почтового реестра об отправке требований (л.д. 6, 9).
В установленные сроки указанная сумма недоимки административным ответчиком уплачена не была, что подтверждается сведениями из лицевой карточки по транспортному налогу и налогу на имущество Балаева А.А. (л.д. 42,43).
Размер задолженности по налогам и пени, представленный налоговым органом, судом проверен, подтвержден имеющимися в деле доказательствами. Административным ответчиком иного расчета не представлено.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия от 07 мая 2020 г. судебный приказ № 2а-117/2020 о взыскании с Балаева А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия недоимки по имущественным налогам и пени отменен, в связи с поступившими возражениями Балаева А.А. (л.д. 40).
Общий размер задолженности Балаева А.А. по имущественным налогам и пени составил 18656 рублей 47 копеек, из которых: недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 17284 рублей 00 копеек, задолженность по пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 22.12.2019 г. в сумме 1356 рублей 40 копеек, недоимка по налогу на имущество за 2018 год в сумме 16 рублей 00 копеек, задолженности по пени по налогу на имущество за период с 03.12.2018 по 22.12.2019 в сумме 0 рублей 07 копеек.
При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства в совокупности, с учетом того, что расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления плательщика налога о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена, срок давности на обращение в суд с иском не пропущен, суд приходит к выводу, что административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доказательств, объективно свидетельствующих об исполнении в полном объеме обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество с физических лиц, административным ответчиком не представлено.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом изложенного с Балаева А.А., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 746 рублей 26 копеек (18656,47 *4%).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Мордовия к Балаеву А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Балаева А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> бюджет Республики Мордовия недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 17 284 рубля 00 копеек и задолженность по пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 22.12.2019 в сумме 1356 рублей 40 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 16 рублей и задолженность по пени по налогу на имущество за период с 03.12.2018 по 22.12.2019 г. в размере 0 руб. 07 коп., а всего в общей сумме 18656 (восемнадцать тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей 47 копеек.
Взыскать с Балаева А.А. в доход бюджета Ичалковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 746 (семьсот сорок шесть) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ичалковского районного
суда Республики Мордовия Е.В. Ежова