именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года <адрес>
Приволжский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Саморёнкова Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-69/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2015 год в размере 23639 рублей, пени в размере 2434 рубля 75 копеек.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик являлся плательщиком указанного налога в рассматриваемый налоговый период.
В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления.
В установленный налоговым законодательством срок, административный ответчик свою обязанность по уплате налога не исполнила.
Позже в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога, которое административным ответчиком также оставлены без исполнения.
С целью взыскания с административного ответчика задолженности по уплате налогов, административный истец обращался к мировому судье судебного участка № Приволжского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, который ДД.ММ.ГГГГ был отменён.
В связи с чем, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.
По мнению суда, неявка в судебное заседание указанных лиц, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учёта и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Как видно из материалов дела, ФИО1 состоит на учёте в МИФНС № по <адрес> в качестве плательщика по налогу взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации).
На основании ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление, содержащие сведения о ставках налога, а также подробный расчёт суммы налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период.
Доказательств того, что налог указанный в налоговом уведомлении оплачен административным ответчиком, суду не представлено.
Факт направления налогового уведомления административному ответчику подтверждён списком почтовых отправлений, а также сведениями из личного кабинета налогоплательщика.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
По смыслу указанных выше правовых норм одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Из содержания ст. 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения административного истца в суд послужило то обстоятельство, что административный ответчик не выполнила в добровольном порядке требование налогового органа об уплате налогов.
В адрес ответчика налоговым органом было направлено требование об уплате налога: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в том числе на общую сумму налога в размере 23639 рублей и пени в размере 2434 рубля 75 копеек со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Иных требований об уплате налога к административному исковому заявлению не приложено.
Поскольку общая сумма задолженности ответчика на момент направления ему первого требования об уплате налогов превышала 3000 рублей, то в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты истечения срока для добровольного исполнения указанного требования об уплате налога.
Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
В соответствии с ч. 1 ст. 126 ГПК РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
Согласно определению об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только лишь в 2020 году, т.е. с пропуском установленного законом срока более чем на три года.
Доказательств своевременного обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, административным истцом не представлено.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
Оснований для восстановления пропущенного срока у суда не имеется, т.к. суду не представлено доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться к мировому судье за выдачей судебного приказа ввиду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные.
Тем более, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика, как указал Конституционный Суд РФ в своём определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления, утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогам с административного ответчика.
При этом своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 НК РФ о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных НК РФ осуществляться не может, а оснований для восстановления пропущенного срока суд не усмотрел, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей - оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО2ёнков