Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2023 года г.о. Чапаевск Самарской области
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой О.А.,
при секретаре Шаталиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-542/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Смирновой О.А. взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> обратился в суд к ФИО2 с административным иском о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, а именно штраф за 2013 год в размере 1 000 рублей 00 копеек.
Представитель административного истца – МИФНС <Номер обезличен> России по <Адрес обезличен> в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения административного иска, поскольку налоговым органом пропущен срок для обращения в суд.
Суд, изучив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии с п. 1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговым резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в ФИО1, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом обложения НДФЛ в соответствии со ст.209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В соответствии со ст.226 НК РФ НДФЛ начисляется, удерживается, и перечисляется в соответствующий бюджет налоговыми агентами, а также в соответствии со ст.227 и 228 НК РФ отдельные категории налогоплательщиков НДФЛ, указанные в названных статьях, исчисляют и уплачивают налог самостоятельно.
Пунктом 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В сроки и в соответствии с порядком проведения камеральной налоговой проверки, установленными статьей 88 НК РФ, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных налогоплательщиком деклараций.
Судом установлено, что в отношении ФИО2 <Дата обезличена> вынесено решение <Номер обезличен> о привлечении ФИО2 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные статьей 48 Налогового Кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (редакция статьи на момент возникновения спорных отношений), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (редакция статьи на момент возникновения спорных отношений), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ФИО2 состоит на учете в ФНС <Номер обезличен> России по <Адрес обезличен> в качестве налогоплательщика.
Инспекция обратилась с иском о взыскании со ФИО2 задолженности по налогам и сборам.
Согласно материалам дела ФИО2 направлялось налоговое требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, об уплате штрафа в рамках взыскания налога на доходы в размере 1 000 рублей, в срок до <Дата обезличена>.
При выставлении данного требования и за период 3 лет не образовалась задолженность в размере 3 000 рублей, в связи с чем налоговый орган имеет право на обращение в суд со взысканием спорной задолженности в течение 6 месяцев по истечении трехгодичного срока с даты исполнения самого раннего требования (требование от <Дата обезличена> со сроком исполнения до <Дата обезличена>). То есть Инспекция должна была обратиться в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности со ФИО2 в срок не позднее <Дата обезличена> (<Дата обезличена> + 3 года+6 месяцев).
Из материалов дела следует, что Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка судебного района <Адрес обезличен> с заявлением о вынесении судебного приказа <Дата обезличена>, то есть с нарушением установленного ст. 48 НК РФ срока.
<Дата обезличена> и.о. мировым судьей судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> - мировым судьей судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> был вынесен судебный приказ <Номер обезличен>А-2795/2022.
<Дата обезличена> по заявлению ФИО2 вышеуказанный судебный приказ был отменен.
<Дата обезличена> Инспекция обратилась в суд в порядке искового судопроизводства о взыскании образовавшейся задолженности по налогам с ФИО2, то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Однако, то обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено. То есть налоговый орган утратил возможность на взыскание указанной задолженности.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> N...-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Приведенное разъяснение по аналогии применимо ко взысканию обязательных платежей в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Таким образом, поскольку налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении срока на судебное взыскание недоимки, в принятии такого заявления следовало отказать. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что не возможно в рамках приказного производства.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительное причины, а также невозможность восстановлении пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МИФНС России №23 по Самарской области к Смирновой О.А. – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда О.А. Викторова
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2023 года.
<Номер обезличен> |