Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08.11.2010г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Кобелевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Минаева И. В. к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском в интересах Минаева И.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, <адрес>, Министерству экономического развития инвестиции и торговли <адрес> о предоставлении жилого помещения, указав, что Минаев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за ним не закреплялось, жилого помещения для проживания он не имеет. На <данные изъяты>
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Минаеву И.В. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм. Обязать <адрес> и Министерство экономического развития инвестиции и торговли <адрес> выделить денежные средства в необходимом объеме для обеспечения исполнения обязанности Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить социальную выплату на приобретение ( строительство) жилого помещения.
В последующем истец уточнил требования, предъявил их к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, просил обязать указанных ответчиков предоставить Минаеву И.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств <адрес> по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании представитель истца Скидан Ю.А. поддержала уточненные требования, просила обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Минаеву И.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств <адрес> по изложенным выше основаниям.
Минаев И.В. в судебном заседании полностью поддержал требования прокурора, просил обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ему социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств <адрес>.
Представитель ответчиков - администрации г.о. Самара и главы г.о. Самара Попова Е.С., действующая на основании доверенностей, иск не признала, при этом пояснила, что в 2010г. из бюджета <адрес> выделялись денежные средства на обеспечение жильем - сирот, которые были полностью израсходованы. Глава г.о. Самара может исполнять требования действующего законодательства в части, обеспечения социальными выплатами на приобретение жилья детей - сирот, лишь в рамках тех бюджетных средств, которые выделяются бюджетом г.о. Самара в виде субвенций из бюджета <адрес>. В связи с указанными обстоятельствами, просит в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара Шалыгина Е.К., действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара.
Представители 3 - их лиц <адрес>, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, Департамента опеки и попечительства в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказаний в виде лишения свободы.
Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № - ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительства), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
На основании ч. 1 ст. <адрес> от 24.10.2006г. № - ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями
отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями в <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот.
В соответствии со ст. <адрес> от 7.07.2005г. № - ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
Согласно положений постановления <адрес> от 29.10.2008г. № « Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона № - ГД органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в <адрес> « Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».
Из материалов дела следует, что Минаев И.В., <данные изъяты>
<данные изъяты>
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 29.01.2010г. был утвержден список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о. Самара на 2010г.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Минаеву И.В. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>, ему не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Минаев И.В. желает получить социальную выплату на приобретение жилья, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Доводы представителя администрации г.о. Самара и главы г.о. Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать, безосновательны. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. <адрес> от 24.10.2006г. № - ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>.
В соответствии со ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009г.) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно – распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета <адрес> детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент в данном случае также является надлежащим ответчиком по указанному делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Минаева И. В. к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Минаеву И. В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение десяти дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.11.2010г.
Судья Ю.В. Косенко