Дело № 2-987/2014
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
05 сентября 2014 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующий судья Халиулина Е.В.
при секретаре Якушевой Е.С.,
с участием и.о. <адрес> природоохранного прокурора Игнатенко В.П.,
представителя ответчика Малеванной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. <адрес> природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Туманову А. В. об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
установил:
Исполняющий обязанности <адрес> природоохранного прокурора обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что <адрес> природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка с участием инженера-эколога ГБУ «Экологическая служба <адрес>» ТНА в результате которой установлено, что индивидуальный предприниматель Туманов А.В. (далее по тексту ИП Туманов А.В.) осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением законодательства об охране окружающей среды. Выявленные нарушения подтверждают несоблюдение требований законодательства ИП Тумановым А.В. при эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес> вышеуказанных требований природоохранного законодательства создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределённого круга лиц, проживающих в <адрес>. Просит суд признать хозяйственную деятельность ИП Туманова А.В. по эксплуатации автомобильной мойки, не соответствующей требованиям природоохранного законодательства.
В ходе судебного заседания представитель истца исковые требования поддержал, уточнил их в части, просит суд признать хозяйственную деятельность ИП Туманова А.В. по эксплуатации автомобильной мойки, не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие: 1) проведенной инвентаризации отходов производства и потребления; 2) подтверждения отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; всплывающую пленку из нефтеуловителей (бензиноуловителей); отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, образующиеся в процессе помывки автотранспорта; сточные воды, образующиеся при мойке автотранспорта;мусор от бытовых помещений организаций несортированный; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; 3) составленных и утверждённых паспортов на отходы I-IV класса опасности; 4) обученных лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности, подтвержденных свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами класса опасности, допущенных к обращению с указанными отходами. Обязать ИП Туманова А.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) провести инвентаризацию отходов производства и потребления, образующихся при эксплуатации автомобильной мойки; 2) подтвердить отнесение образующихся при эксплуатации автомобильной мойки, отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, а именно: ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак; всплывающей пленки из нефтеуловителей (бензиноуловителей); отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод, образующихся в процессе помывки автотранспорта; сточных вод, образующиеся при мойке автотранспорта; мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный); 3) составить и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности; 4) обеспечить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, при эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес>.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика ИП Туманов А.В., извещенного надлежащим образом, от которого имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Малеванная С.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ..... ИП Туманов А.В. имеет в собственности земельный участок (категория земель – земли населенных пунктов) ..., общая площадь ....м. по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ... ИП Туманов А.В. имеет в собственности автомойку, ..., общей площадью ... кв.м по адресу: <адрес>, которое эксплуатирует в целях мойки легковых автомобилей бесконтактным способом.
Согласно протокола осмотра и фототаблицей к нему от ДД.ММ.ГГГГ автомоечной станции «...» расположенной по адресу: <адрес> образуются отходы производства и потребления ...:
-ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
-всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей);
-отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, образующиеся в процессе помывки автотранспорта;
-сточные воды, образующиеся при мойке;
-мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный;
-отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
Согласно информационного письма инженера-эколога ГБУ «Экологическая служба <адрес>» ТНА от ДД.ММ.ГГГГ. указаны конкретные нарушения.
Согласно объяснений ИП Туманова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает наличие нарушений, обязуется принять меры к недопущению природоохранных нарушений.
На основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
-соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
-презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
На основании ст.11 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч.ч.2,3,4 ст.14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.
Между тем, в нарушение указанного законодательства ИП Туманов А.В. инвентаризацию отходов производства и потребления не проводил, отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, не подтвердил, паспорта на отходы I-IV класса опасности не составил.
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1) относятся к I классу опасности.
Кроме того, в соответствии с чч.1, 2 ст.15 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В нарушение указанного законодательства ИП Тумановым А.В. не назначены лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, ни он сам, ни другие работники автомойки не имеют свидетельство (сертификат), подтверждающий прохождение профессиональной подготовки на право обращения с отходами I-IV класса опасности.
ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г.№ «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности», новый федеральный классификационный каталог отходов утверждён приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №).
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Согласно ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Защита гражданских прав может осуществляться путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст.12 ГК РФ.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе и с защитой прав названного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с нарушением закона в сфере экологических правонарушений.
Несоблюдение требований законодательства ИП Тумановым А.В. при эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес>, вышеуказанных требований природоохранного законодательства создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределённого круга лиц, проживающих в <адрес>.
Исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. <адрес> природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Туманову А. В. об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды - удовлетворить.
Признать хозяйственную деятельность индивидуального предпринимателя Туманова А. В. по эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес>, не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие:
1) проведенной инвентаризации отходов производства и потребления;
2) подтверждения отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; всплывающую пленку из нефтеуловителей (бензиноуловителей); отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, образующиеся в процессе помывки автотранспорта; сточные воды, образующиеся при мойке автотранспорта;мусор от бытовых помещений организаций несортированный; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;
3) составленных и утверждённых паспортов на отходы I-IV класса опасности;
4) обученных лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности, подтвержденных свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами класса опасности, допущенных к обращению с указанными отходами.
Обязать индивидуального предпринимателя Туманова А. В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:
1) провести инвентаризацию отходов производства и потребления, образующихся при эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес>;
2) подтвердить отнесение образующихся при эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес>, отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, а именно:
-ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак;
-всплывающей пленки из нефтеуловителей (бензиноуловителей);
-отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод, образующихся в процессе помывки автотранспорта;
-сточных вод, образующиеся при мойке автотранспорта;
-мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный);
3) составить и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности;
4) обеспечить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, при эксплуатации автомобильной мойки, расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Е.В. Халиулина
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2014 года