№ 2-1886/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2016 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.,
с участием помощника прокурора г. Каменска – Уральского Баскакова Д.И.,
представителя ответчика Губина В.А.,
представителя третьего лица Коновницина А.М.,
при секретаре Кротик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства»
о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Каменска – Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ УГХ) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93), ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р-52766-2007) автомобильной дороги около домов №№97а, 97б по проспекту Победы, около дома №8 по ул. Прокопьева в городе Каменске-Уральском.
Определением суда к участию в деле привлечены соответчики Орган местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» (далее – Администрация города), Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (далее – Отраслевой орган по городскому хозяйству).
Впоследствии прокурор города Каменска-Уральского уточнил заявленные требования и просит признать незаконным бездействие Органа местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», выразившегося в непринятии мер к организации надлежащего содержания дорожной сети, возложить обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93), ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р-52766-2007) улично-дорожную сеть переулка Гражданский в городе Каменске-Уральском, устранив повреждения дорожного покрытия проезжей части около выезда из пожарной части, около домов №№97а, 97б по проспекту Победы, повреждение дорожного знака 3.27 с табличкой 8.2.1, возвышение крышки люка над проезжей частью, щебень вдоль бортового камня в 6-месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что прокуратурой г. Каменска-Уральского проведена проверка состояния улично-дорожной сети г. Каменска-Уральского. Установлено, что на указанном участке дороги, несмотря на принятые меры, имеются нарушения покрытия проезжей части в виде сетки трещин, выкрашивания верхнего слоя покрытия, у бортового камня не убран щебень, поврежден дорожный знак, крышка люка возвышается над уровнем проезжей части, что является нарушением ГОСТ и создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Представитель МКУ УГХ исковые требования о признании бездействия незаконным не признал по следующим основаниям. Считает, что в переделах предоставленных полномочий и выделяемых денежных средств учреждение выполняет возложенные функции по содержанию дорожной сети. Указанный участок дороги в июне, августе 2016 г. приведен в надлежащее состояние. Отмеченные недостатки не мешают дорожному движению, не создают опасности для движения.
Представитель Отраслевого органа по городскому хозяйству исковые требования не признал и пояснил, что отраслевой орган администрации является распорядителем бюджетных средств в рамках муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014-2016 годы», выделяемых на содержание и ремонт дорог, находящихся в муниципальной собственности. МУК УГХ является исполнителем подпрограммы «Функционирование дорожного хозяйства». Возложенные обязанности отраслевой орган исполняет надлежащим образом. Считает, что Отраслевой орган по городскому хозяйству не может быть признан надлежащим ответчиком.
Представитель Администрации города просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В письменном отзыве (л. д. 38-39) с исковыми требованиями не согласилась, полагая администрацию ненадлежащим ответчиком. Со стороны Администрации города отсутствует незаконное бездействие. Постановлением Администрации города от 09 декабря 2013 г. № 1793 утверждена муниципальная программа «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014-2-16 годы». В программе имеются подпрограммы: «Функционирование дорожного хозяйства», «Обеспечение безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству в соответствии с пунктом 3.4 Положения об отраслевом органе. Отраслевой орган является муниципальным казенным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств. К функциям отраслевого органа относится разработка и реализация планов мероприятий и перспективных программ развития дорожного-транспортного комплекса, координация этих работ и контроль их выполнения, распределение бюджетных ассигнований. Органы местного самоуправления создали муниципальное учреждение, в предмет деятельности которого и входит решение вышеназванных вопросов. Дорога по улице Уральская передана в оперативное управление МКУ УГХ. Полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляет орган местного самоуправления «Комитете по управлению имуществом города Каменска-Уральского», который и несет бремя содержания указанного имущества. Полагает, что в силу изложенного Администрация города не может быть признана надлежащим ответчиком. Кроме того, полагает, что заявленный прокурором срок для устранения нарушений не учитывает требования законодательства. Денежные средства на решение всех вопросов местного значения предусматриваются в бюджете муниципального образования, который утверждается Городской Думой. В настоящее время бюджетом муниципального образования финансирование дорожной деятельности в части заявленных требований не предусмотрено.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132).
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ).
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный № 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и пр.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 27 апреля 2011 г. № 334 утверждено Положение об Органе местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского». Разделом 1У предусмотрено, что в полномочия Администрации города входят обеспечение составления проекта бюджета, обеспечение его исполнения (пунктом 21.1); разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социального-экономического развития городского округа (пункт 21.2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 21.9).
Согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного решением Городской думы г. Каменска-Уральского от 26 ноября 2008 г. № 24, отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству является структурным подразделением администрации города, главным распорядителем бюджетных средств. В компетенцию органа входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранность дорог, организация содержания и ремонта автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений (пункты 2.4, 3.4). Отраслевой орган по городскому хозяйству разрабатывает и реализует планы мероприятий и перспективных программ развития коммунально-энергетического, дорожно-транспортного и природоохранных комплексов, координирует эти работы и контролирует их выполнение (пункт 4.6).
Уставом МКУ УГХ, утвержденным приказом Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12 мая 2011 г. № 142, закреплена обязанность учреждения по организации содержания городских автомобильных дорог. Учреждение несет ответственность за качество содержания имущества, переданного в оперативное управление в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования (пункты 1.11, 2.2).
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности от ***. (л. д. 57), внутриквартальные проезд от проспекта Победы до улице Прокопьева в районе пожарной части входит в состав муниципального имущества и передан в оперативное управление МКУ УГХ.
Как следует из акта обследования эксплуатационного состояния улицы Алюминиевая от 06 мая 2016 г. (л. д. 7), отмечены разрушения проезжей части, бортового камня, тротуара, наличие грязи, пыли, щебня вдоль бортового камня, повреждение дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», возвышение крышки люка колодца над проезжей частью на 3,6 см.
При осмотре территории 05 сентября 2016 г. после проведенных работ на спорной участке установлено наличие сетки трещин на покрытии проезжей части, щебня вдоль бортового камня, выкрашивание верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, повреждение дорожного знака 3.27, возвышение крышки люка колодца на 3.6 см над уровнем проезжей части.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 505597-93), который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Разделом 3 ГОСТа установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия». Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см (пункт 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93).
В соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие (пункт 4.1.2.).
Согласно пункту 5.1.2 Национального стандарта ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 25590 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине - 60 сантиметров и глубине - 5 сантиметров (пункт 3.1.2).
При осмотре участка дороги *** отмечены такие повреждения покрытия проезжей части как сетка трещин и выкрашивание верхнего слоя.
Согласно пункту 5.2 ГОСТа 50597-93, контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.
Выявленные повреждения описаны в акте от *** без приведения каких-либо линейных параметров, в связи с чем, невозможно установить несоответствие участка дороги требованиям ГОСТ 50597-93, а также их влияние на возможность выполнения требований Правил дорожного движения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части устранения повреждения покрытия проезжей части на указанном участке дорожной сети удовлетворению не подлежат.
В остальной части нарушение требований к содержанию дороги нашло свое подтверждение.
Суд находит, что ответчики не надлежаще исполняют возложенные обязанности по содержанию улично-дорожной сети улицы Алюминиевая, с учетом требований обеспечения безопасности для жизни и здоровья участников дорожного движения.
При этом суд не может согласиться с доводами представителей Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.
На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиками данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.
Создание МКУ УГХ в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению не освобождает Администрацию города и Отраслевой орган по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.
При рассмотрении дела представители Администрации города и Отраслевого органа по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ УГХ возложенных полномочий в части дорожной деятельности.
Принимая во внимание обязанность Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона о содержании дорог в надлежащем и безопасном для населения города состоянии, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.
Определяя сроки исполнения решения, суд учитывает объемы необходимых мероприятий, финансирования, устанавливает указанный срок – 2 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Органа местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», выразившегося в непринятии мер к организации надлежащего содержания улично-дорожной сети переулка Гражданского на участке от проспекта Победы до улицы Прокопьева в городе Каменске-Уральском в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Обязать Орган местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в 2-месячный срок со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» улично-дорожную сеть переулка Гражданского на участке от проспекта Победы до улицы Прокопьева в городе Каменске-Уральском Свердловской области: устранить щебень вдоль бортового камня, повреждение поверхности дорожного знака 3.27 с табличкой 8.2.1, размещенного около выезда из пожарной части, возвышение крышки люка колодца над уровнем проезжей части в районе дома №97б по проспекту Победы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2016 г.
Председательствующий: В случае обжалования, результат размещен на сайте: www.ekboblsud.ru