Дело №2- 1714/12
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
установил:
истцы обратилась в суд с иском, указывая, что согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО16 Зое ФИО3, ФИО16 (после заключения брака ФИО17) ФИО9, ФИО16 (после заключения брака ФИО8) ФИО10 и ФИО2, была предоставлена бесплатноквартираобщей площадью70,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> момент приватизации дому и квартире официально не были присвоены номера. В настоящее время квартира расположена в <адрес> имеет номер 1, что подтверждается Постановлением Совета народных депутатов <адрес>-района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в БТИ <адрес>, а также в исполнительном комитете Ульяновского сельского совета народных депутатов. После представления вышеуказанного договора в БТИ было выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, но только на имя ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При этом в вышеуказанном регистрационном удостоверении указано, что за ФИО5 зарегистрировано право на1/2 долю в праве общей долевой собственности нажилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, вместо квартиры.
Поскольку истцы не отказывались от своего права на участие в приватизации, то полагают, что в договоре и регистрационном удостоверении допущена ошибка в части не указания на то, что квартира была передана в общую долевую собственность истцов и ФИО5 по 1/5 доле каждому.
Истцы являются наследниками после смерти ФИО5. В установленный законом срок они обратились к нотариусу ФИО13 с заявлением о принятии наследства.
В связи с этим они просят включить 1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую ФИО5, в состав наследственного имущества, оставшегося после его смерти, и признать за ФИО3, ФИО17 ( до заключения брака ФИО16) Е.Н.. ФИО8 ( до заключения брака ФИО16) Н.Н. и ФИО2 за каждым право общей долевой собственности на 1/20 долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке наследования.
Присутствующая в судебном заседании истица ФИО8 исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Третье лицо ФИО15 не возражал против удовлетворения требований истцов.
Истцы- ФИО2, ФИО3, ФИО4, представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От истцов в материалах дела имеются заявления с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ между товариществом «Ульяновское», в лице исполнительного директора ФИО14, с одной стороны, и ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2, с другой стороны, был заключен договор на передачу в собственность последних квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке приватизации (л.д.15).
На момент приватизации общая площадь квартиры составляла 70,3кв.м., в том числе жилая – 48,5кв.м., что подтверждается копией договора и сведениями, содержащимися в технической документацией на объект.
На основании данного договора ФИО5 было выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В данном регистрационном удостоверении были допущены ошибки в части указания на объект недвижимости, его адрес и не указания на всех сособственников, которым он был передан в общую долевую собственность в порядке приватизации.
Номер 1 квартире и <адрес> расположенному по адресу: <адрес> народных депутатов <адрес>-района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, в том числе посредством приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 дает право каждому из совершеннолетних членов семьи при наличии его желания и волеизъявления стать участником общей собственности на жилое помещение, либо он вправе отказаться от такого участия. Для этого гражданин должен надлежащим образом оформить свое согласие на приватизацию иными членами семьи.
В спорной квартире на момент приватизации проживали ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2, истцы не отказывались от своего права на участие в приватизации.
Согласно ст. 245 ГПК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Признание договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части указания адреса объекта и долей собственников в праве общей долевой собственности на указанный объект, не повлечет за собой недействительность прочих частей сделки, поскольку не исключает возможности совершения сделки без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Таким образом, у суда имеются основания признать договор на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и выданного на его основании свидетельства о государственной регистрации права недействительными в части указания адреса объекта и не указания долей собственников в праве общей долевой собственности на указанный объект и считать, что ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2 в соответствии с данными документами была передана в собственность каждому по 1/5 доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-CИ №, выданным отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Наследниками к имуществу умершего являются: ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО2, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о праве на наследство по закону, выданным нотариусом нотариального округа <адрес>.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п.2 ч.2 ст.218 ГК РФ).
В соответствии с п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В связи сэтим требования истцов о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО5, 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> и признании за каждым из них права собственности на 1/20 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м.,расположеннуюпо адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес> порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
признать договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между товариществом «Ульяновское», в лице исполнительного директора ФИО14, с одной стороны, и ФИО5, ФИО16 Зоей ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2, с другой стороны, частично недействительным в части указания адреса объекта и не указания долей собственников вправе общей долевой собственности на указанный объект и считать, что ФИО5, ФИО16 Зое ФИО3, ФИО6, ФИО7 и ФИО2 каждому в соответствии с данным договором были переданы в собственность по1/5 доле в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>.
Признать за ФИО5, ФИО16 Зоей ФИО3, ФИО4, ФИО8 и ФИО2 за каждым право собственности на1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в порядке приватизации.
Включить1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в состав наследственного имущества после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО16 Зоей ФИО3, ФИО4, ФИО8 и ФИО2 закаждым право собственности на1/20долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий
Дело №2- 1714/12
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
ФИО20
установил:
истцы обратилась в суд с иском, указывая, что согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО16 Зое ФИО3, ФИО16 (после заключения брака ФИО17) ФИО9, ФИО16 (после заключения брака ФИО8) ФИО10 и ФИО2, была предоставлена бесплатноквартираобщей площадью70,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> момент приватизации дому и квартире официально не были присвоены номера. В настоящее время квартира расположена в <адрес> имеет номер 1, что подтверждается Постановлением Совета народных депутатов <адрес>-района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в БТИ <адрес>, а также в исполнительном комитете Ульяновского сельского совета народных депутатов. После представления вышеуказанного договора в БТИ было выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, но только на имя ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При этом в вышеуказанном регистрационном удостоверении указано, что за ФИО5 зарегистрировано право на1/2 долю в праве общей долевой собственности нажилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, вместо квартиры.
Поскольку истцы не отказывались от своего права на участие в приватизации, то полагают, что в договоре и регистрационном удостоверении допущена ошибка в части не указания на то, что квартира была передана в общую долевую собственность истцов и ФИО5 по 1/5 доле каждому.
Истцы являются наследниками после смерти ФИО5. В установленный законом срок они обратились к нотариусу ФИО13 с заявлением о принятии наследства.
В связи с этим они просят включить 1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую ФИО5, в состав наследственного имущества, оставшегося после его смерти, и признать за ФИО3, ФИО17 ( до заключения брака ФИО16) Е.Н.. ФИО8 ( до заключения брака ФИО16) Н.Н. и ФИО2 за каждым право общей долевой собственности на 1/20 долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке наследования.
Присутствующая в судебном заседании истица ФИО8 исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Третье лицо ФИО15 не возражал против удовлетворения требований истцов.
Истцы- ФИО2, ФИО3, ФИО4, представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От истцов в материалах дела имеются заявления с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ между товариществом «Ульяновское», в лице исполнительного директора ФИО14, с одной стороны, и ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2, с другой стороны, был заключен договор на передачу в собственность последних квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке приватизации (л.д.15).
На момент приватизации общая площадь квартиры составляла 70,3кв.м., в том числе жилая – 48,5кв.м., что подтверждается копией договора и сведениями, содержащимися в технической документацией на объект.
На основании данного договора ФИО5 было выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В данном регистрационном удостоверении были допущены ошибки в части указания на объект недвижимости, его адрес и не указания на всех сособственников, которым он был передан в общую долевую собственность в порядке приватизации.
Номер 1 квартире и <адрес> расположенному по адресу: <адрес> народных депутатов <адрес>-района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, в том числе посредством приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 дает право каждому из совершеннолетних членов семьи при наличии его желания и волеизъявления стать участником общей собственности на жилое помещение, либо он вправе отказаться от такого участия. Для этого гражданин должен надлежащим образом оформить свое согласие на приватизацию иными членами семьи.
В спорной квартире на момент приватизации проживали ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2, истцы не отказывались от своего права на участие в приватизации.
Согласно ст. 245 ГПК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Признание договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части указания адреса объекта и долей собственников в праве общей долевой собственности на указанный объект, не повлечет за собой недействительность прочих частей сделки, поскольку не исключает возможности совершения сделки без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Таким образом, у суда имеются основания признать договор на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и выданного на его основании свидетельства о государственной регистрации права недействительными в части указания адреса объекта и не указания долей собственников в праве общей долевой собственности на указанный объект и считать, что ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2 в соответствии с данными документами была передана в собственность каждому по 1/5 доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-CИ №, выданным отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Наследниками к имуществу умершего являются: ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО2, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о праве на наследство по закону, выданным нотариусом нотариального округа <адрес>.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п.2 ч.2 ст.218 ГК РФ).
В соответствии с п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В связи сэтим требования истцов о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО5, 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> и признании за каждым из них права собственности на 1/20 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м.,расположеннуюпо адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес> порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
признать договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между товариществом «Ульяновское», в лице исполнительного директора ФИО14, с одной стороны, и ФИО5, ФИО16 Зоей ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2, с другой стороны, частично недействительным в части указания адреса объекта и не указания долей собственников вправе общей долевой собственности на указанный объект и считать, что ФИО5, ФИО16 Зое ФИО3, ФИО6, ФИО7 и ФИО2 каждому в соответствии с данным договором были переданы в собственность по1/5 доле в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>.
Признать за ФИО5, ФИО16 Зоей ФИО3, ФИО4, ФИО8 и ФИО2 за каждым право собственности на1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в порядке приватизации.
Включить1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в состав наследственного имущества после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО16 Зоей ФИО3, ФИО4, ФИО8 и ФИО2 закаждым право собственности на1/20долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью70,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий