Дело № 2-106/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 19 марта 2018 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
при секретаре Мухиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпычевой Елены Юрьевны к ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» о признании незаконным увеличения платы за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Истец Карпычева Елена Юрьевна обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Володарским филиалом ООО «Управляющая компания» Нижегородской областной коммунальной компанией с 01 мая 2017 года направляются потребителю коммунальных услуг счета для оплаты отопления в принадлежащем истцу жилом помещении по адресу: <адрес> ФИО2 <адрес> в размере <данные изъяты> рублей за 1 Гкал. До 30 апреля 2017 года стоимость 1 Гкал. за отопление составляла <данные изъяты> рублей. О причинах увеличения платы за отопление на <данные изъяты> рублей Володарский филиал ООО «УК» «НОКК» не уведомил собственника жилого помещения или плательщика коммунальных услуг Охапкину М.М. Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается превышать предельные индексы при увеличении размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Указом губернатора Нижегородской области от 29.11.2016 года № 155 предельный индекс на 2017 - 2018 годы для муниципального образования г.п.р.п Фролищи установлен в размере 5.4%.
О нарушении части 1 статьи 157.1 ЖК РФ при повышении тарифа за отопление Охапкина М.М. проинформировала Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области. Ответ на обращение доведен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Государственная жилищная инспекция Нижегородской области сделала вывод о том, что плата за коммунальные услуги установлена с превышением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для жилого помещения по адресу: <адрес>. Общая сумма неправомерно полученной Володарским филиалом ООО «УК» «НОКК» платы за отопление от плательщика Охапкиной М.М. с мая по сентябрь 2017 года составил сумму <данные изъяты> рублей. Из изложенного следует, что Володарский филиал ООО «УК» «НОКК» направил плательщику ОхапкинойМ.М., зарегистрированной в принадлежащем Карпычевой Е.Ю. жилом помещении по адресу: <адрес>, счета с нарушением ЖК РФ.
Истец просит признать незаконным увеличение платы за отопление с превышением предельных индексов Володарским филиалом ООО «УК» «НОКК» с 01 мая 2017 года в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с превышением ограничений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных частью 1 статьей 157.1. ЖК РФ.
Обязать Володарский филиал ООО «УК» «НОКК» вернуть незаконно полученные денежные средства за отопление в сумме <данные изъяты> рублей плательщику Охапкиной М.М.
Определением Володарского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Володарского филиала ООО "Управляющая компания" Нижегородская областная коммунальная компания на надлежащего ответчика - ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания».
Истец также уточнила исковые требования, просит суд не рассматривать п.2 искового заявления: Обязать Володарским филиалом ООО «УК» «НОКК» вернуть незаконно полученные денежные средства за отопление в сумме <данные изъяты> рублей плательщику Охапкиной М.М.
Истец Карпычева Е.Ю., являющаяся представителем третьего лица Охапкиной М.М., в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» Ковригина М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений, имеющихся в материалах дела.
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Охапкина М.М. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, установив и оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Как установлено ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (ч.2 ст.157.1 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 года № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п. 4).
При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п. 6).
Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно Приложения к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области, установлены тарифы для потребителей на территории п.Фролищи, на период с 01 мая 30 июня 2017 года в размере 3772,29 рублей, на период с 01 июля по 31 декабря 2017 года в размере 3939,90 рублей.
Согласно Приложению №1 Указа Губернатора Нижегородской области от 29.11.2016 года № 155 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2017 - 2018 годы", предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в р.п. Фролищи с 01.01.2017 года по 30.06.2017 года составляет 0%, с 01.07.2017 по 31.12.2017 года составляет 5,4%.
Из содержания вышеприведенных норм законодательства следует, что при определении размера платы граждан за теплоснабжение, рассчитанного исходя из тарифов на тепловую энергию, необходимо принимать во внимание индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги установленный в субъекте РФ. При этом, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении каждого гражданина, исходя из размера фактической платы за услугу, отраженной в его платежном документе. Величина превышения рассчитывается за каждый месяц из расчета к декабрю предыдущего календарного года.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Из платежного документа – квитанции по оплате услуг ЖКХ за декабрь 2016 года, предоставленной плательщику Охапкиной М.М. МУП «Жилищник» видно, что в декабре 2016 года (базовый период) ОхапкинаМ.М. оплатила за коммунальные услуги <данные изъяты> рублей <данные изъяты>, при этом объем потребления коммунальных ресурсов, согласно норматива составил - за отопление 0,944 Гкал (за отопление оплачено <данные изъяты> рублей). В январе, феврале, марте 2017 года объем потребления коммунальных ресурсов изменился за счет добавления платы за содержания жилья (ХВС ОДН) в размере <данные изъяты> руб., объем потребления тных коммунальных ресурсов не изменился при этом Охапкиной М.М. за отпление начислено <данные изъяты> рублей за каждый месяц (без возмещения), что равно плате за декабрь 2016 года. Согласно квитанциям по оплате услуг ЖКХ за май, июнь 2017 года, предоставленным плательщику, Охапкина М.М. оплатила за коммунальные услуги по <данные изъяты> рублей за каждый месяц, а начиная с июля 2017 года <данные изъяты> руб. ежемесячно, при этом увеличение платы за коммунальные услуги при том же объеме потребления всех коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги «отопление» - 0,944 Гкал произошло за счет увеличения тарифа за данную услугу с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб. в мае, июне 2017 года и до <данные изъяты> руб. с июля 2017 года.
Таким образом, с мая 2017 года размер вносимой платы за коммунальные услуги по жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>, установлен с превышение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, при этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ответчик имеет право обратиться к администрации Володарского муниципального района Нижегородской области за предоставлением субсидии за счет средств местного бюджета в рамках заключенного между Правительством Нижегородской области и администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области соглашения об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги №26-П от 04 февраля 2014 года.
Доводы представителя ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям ФЗ «О теплоснабжении» и Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, при этом суд полагает необходимым отметить, что истцом не оспаривается установленный Региональной службой по тарифам Нижегородской области для ответчика тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям, находящимся в пос. Фролищи Володарского района. В обоснование заявленных требований истец лишь указывает на незаконность увеличения платы в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, в отсутствие обращения ООО «УК НОКК» к администрации Володарского муниципального района Нижегородской области за предоставлением субсидии за счет средств местного бюджета.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпычевой Елены Юрьевны удовлетворить.
Признать незаконным увеличение ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» платы за отопление жилого помещения по адресу: <адрес>, с 1 мая 2017 года.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья С.Ю. Моисеев