Судья: Рыжова Л.А. Дело №07р-609/2016
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 05 мая 2016 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Инструмент-Сервис»по жалобе заместителя главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах К.В.К. на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 марта 2016 года,
у с т а н о в и л:
17 декабря 2015 года постановлением заместителя главного государственного санитарного врача территориального отдела в городе Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области № <...> Общество с ограниченной ответственностью «Инструмент-Сервис» (далее ООО «Инструмент-Сервис») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <.......> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, ООО «Инструмент-Сервис» обратилось с жалобой в Волжский городской суд Волгоградской области, в которой просило отменить постановление, производство по делу прекратить.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 16 марта 2016 года постановление заместителя главного государственного санитарного врача территориального отдела в городе Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 17 декабря 2015 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе в Волгоградский областной суд заместитель главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах К.В.К. оспаривает законность и обоснованность решения судьи городского суда от 16 марта 2016 года и просит его отменить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Ю.А., поддержавшую жалобу, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статей 7 и 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на медицинскую помощь, медицинская помощь нуждающимся в ней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности, под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, груда отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
Статьёй 11 Закона №52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В силу пункта 3 статьи 34 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Согласно п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлено, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
В порядке статьи 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н определен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Так среди физических факторов указаны: электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени); повышенная температура воздуха в производственных помещениях и на открытой территории (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям груда к вредным условиям); световая среда (искусственное и естественное освещение) (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям); производственный шум на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником шума.
Также утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
В соответствии с пунктом 6 раздела 1 приложения N 3 к Приказу от 12 апреля 2011 г. N 302н обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Этим же Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н определен Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; согласно Порядку, обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее – предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Как следует из материалов административного дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения начальника территориального отдела в городе Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Инструмент-Сервис», расположенного по адресу: <адрес>, была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Выявленные нарушения выразились в ненадлежащем исполнении ООО «Инструмент-Сервис» требований ст.ст.11,34 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказа №302-н от 12 апреля 2011 года Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных, предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее приказ №302н от 12 апреля 2011 года Министерства здравоохранения и социального развития РФ), а именно:
- в нарушение п. 6 раздела 1 приложения 3 приказа №302н от 12 апреля 2011 года Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ООО «Инструмент-Сервис» не организовано проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;
- в нарушение п. 21 раздела 3 (приложение№3) приказа №302н от 12 апреля 2011 года Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ООО «Инструмент-Сервис» не выполнен порядок проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, так как списки контингентов, подлежащих прохождению медосмотра, которые утверждаются руководителем организации, отсутствуют, в территориальный отдел Роспотребнадзора в 10-ти дневный срок не направлялись;
- в нарушение п.19, п.20, п.22, п.23 раздела 3 (приложение№3) приказа №302н от 12 апреля 2011 года Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в ООО «Инструмент-Сервис» отсутствуют разработанные и утвержденные руководителем списки контингентов работников, подлежащих прохождению предварительного при поступлении на работу и периодического медицинского осмотра и отсутствуют поименные списки, составляемые на основании списков контингентов.
17 декабря 2015 года вынесено постановление, в соответствии с которым ООО «Инструмент-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
В порядке части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Прекращая производство по делу от административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Инструмент-Сервис» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда обоснованно исходил из отсутствия его вины.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ООО <.......> и ООО «Инструмент-Сервис» был заключен договор по оказанию услуг исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса для целей специальной оценки условий труда в ООО «Инструмент-Сервис», видом деятельности которого является, в том числе, ремонт бытовых электрических изделий (ОКВЭД 52.72).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения специальной оценки условий труда ООО <.......> - организацией, внесенной в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда под регистрационным номером № <...> было дано заключение, согласно которого специальная оценка условий труда (СОУТ) была проведена в ООО «Инструмент-Сервис», расположенном по адресу: <адрес>, количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ – 35; рабочие места, на которых вредные факторы не идентифицированы (подлежат декларированию) – отсутствуют; количество рабочих мест с оптимальными условиями труда – 35; количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда – 0; по результатам специальной оценки условий труда разработан перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда для «0» рабочих мест.
Таким образом, судьёй городского суда обоснованно установлено, что в материалах дела отсутствуют данные на момент окончания проверки и возбуждения административного производства о том, что в ООО «Инструмент-Сервис» имеются работы, которые относятся к вредным и (или) опасным условиям труда, включенные в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников. Административный орган не установил и не представил доказательств того, что работники ООО «Инструмент-Сервис» подвергаются воздействию вредных производственных факторов, как и не обосновал необходимость проведения при поступлении на работу предварительных и периодических медосмотров.
При таких обстоятельствах судья городского суда правомерно пришёл к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий ООО «Инструмент-Сервис», как и не представлено доказательств того, что работники ООО «Инструмент-Сервис» занимают должности (профессии), которые обязывают проходить при приеме на работу предварительный медицинский осмотр, а также периодические медицинские осмотры.
Доводы, изложенные в жалобе заместителем главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах К.В.Е., несостоятельны, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 марта 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Инструмент-Сервис», - оставить без изменения, а жалобу заместителя главного государственного санитарного врача в <адрес>, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах К.В.Е., - оставить без удовлетворения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда И.А.Циренщиков
<.......>
<.......>
<.......>