ДЕЛО № 2-5039/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2015 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе: председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Резюковой Н.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Денисенко А.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Мосейко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Крутских А. Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании незаконным решения от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, о возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений,
у с т а н о в и л:
Крутских А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он подал в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№), а именно установления границ земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№). Решением от (ДД.ММ.ГГГГ) ФГБУ «ФКП реестра» было отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что с заявлением обратилось ненадлежащие лицо, а так же что предоставленный межевой план не соответствует требованиям к подготовке межевого плана.
Считает, что исходя из толкования ст. 20 п. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться любой собственник земельного участка. Кроме того, совместное обращение со вторым собственником не представляется возможным ввиду его фактического отсутствия. На земельном участке установленной общей долевой собственностью фактически зарегистрирован один собственник, а именно Крутских А.Н. Данные обстоятельства подтверждается выпиской из ЕГРП и заключением кадастрового инженера от (ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, указанный участок ранее был единым участком с общей площадью 1340 кв.м. за № (№), адрес: <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Отрадненского сельского поселения Новоуманского района Воронежской области. Первоначальным собственником была (ФИО)3, которая в свою очередь продала 9/20 доли земельного (ФИО)4 согласно договору купли продажи от (ДД.ММ.ГГГГ). № (№). (ФИО)4 было выдано свидетельство на право собственности на землю в 9/20 доли указанного выше земельного участка. (ФИО)3 в свою очередь было выдано свидетельство о праве собственности на принадлежащий остаток земельного участка как частная собственность, общей площадью земельного участка 765, 8 кв.м., а не 11/20 доли. В 2011 году (ФИО)4 продала 9/20 доли земельного Крутских А. Н. (ДД.ММ.ГГГГ) г.р., что подтверждается договором купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельством о государственной регистрации права (ДД.ММ.ГГГГ) за (№)
(ФИО)10 так же продала принадлежащей ей земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 765,8 кв.м. (ФИО)5, что подтверждается договором купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельством о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) года. (ФИО)5 продал указанный земельный участок (ФИО)6 согласно договору купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ). В настоящий момент указанный земельный участок согласно выписки из ЕГРП принадлежит (ФИО)7, имеет кадастровый (№), адрес: <адрес>.
Таким образом, фактически отсутствует собственник 11/20 доли земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№). Крутских А. Н. фактически является единственным зарегистрированным и законным собственником общедолевой собственности земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№), которому принадлежит 9/20 доли указанного земельного участка.
Ссылка ФГБУ «ФКП Росреестра» на то, что нарушен установленный порядок обязательного согласования местоположения границ земельного участка с лицом, обладающим смежным земельным участком не основана на законе.
Информация о втором собственнике долевой собственности земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№). в ГКН отсутствует, что подтверждается межевым планом и выпиской из ЕГРП. Таким образом, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе заинтересованных лиц. Извещение опубликовано в соответствии с. ч. 8 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
С остальными собственниками смежных участков законодательство не обязывает обязательное согласование.
Согласно межевому плану от (ДД.ММ.ГГГГ) границы двух смежных участков по границам (№) установлены в соответствии с федеральным законодательством, т.е. с собственниками указанных участков согласование не требуется. Остальные смежные участки, в частности (№) не поставлены на кадастровый учет, не имеют кадастрового номера и находятся в введении Новоусманского муниципального района Воронежской области. С Администрацией Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области согласовано.
С учетом принятых судом изменений предмета исковых требований, просит признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> произвести кадастровый учет изменений земельного участка находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый (№), установив границы земельного участка согласно межевому плану от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 120-123).
Административный истец Крутских А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя по доверенности Денисенко А.В.
Представитель административного истца Крутских А.Н. по доверенности Денисенко А.В. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить, пояснила изложенное.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области по доверенности Мосейко К.В. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения (л.д. 53-56).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов учетного дела (№) следует, что 14.04.2014г. Крутских А.Н. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением, в котором просил осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№) в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка (л.д. 93). К заявлению был приложен межевой план от (ДД.ММ.ГГГГ), выполненный кадастровым инженером (ФИО)11 от 14.04.2015г. (л.д. 80-92).
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области (№) от 21.04.2015г. в соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре в осуществлении кадастрового учета отказано (л.д. 96-97). Решение мотивировано тем, что с указанным заявлением обратился один из сособственников общедолевой собственности, что не соответствует ч. 1 ст. 247 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, представленный межевой план не соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а именно, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 36:16:2001010:441 нарушен порядок обязательного согласования местоположения границ земельного участка с лицом, обладающим смежным земельным участком (ч. 3, 4 статьи 39, ч. 2 ст. 40 Закона о кадастре). В представленном разделе «Акт согласования местоположения границы земельного участка» отсутствует личная подпись лица (лиц), обладающего смежным земельным участком по участку границы н2-н3.
Вместе с тем, суд считает, что законных оснований для принятия такого решения у административного ответчика не имелось.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники соответствующих объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 21 ФЗ).
Статья 22 Федерального закона N 221 устанавливает перечень необходимых для кадастрового учета документов, к числу которых относятся: межевой план, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимого имущества, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Из приведенных выше норм права не следует, что для учета изменений объекта недвижимого имущества (земельного участка, находящегося в долевой собственности), требуется соответствующее заявление других участников совместной собственности.
Часть 3 статьи 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит прямого указания на необходимость подачи совместного заявления всеми собственниками земельного участка о государственном кадастровом учете изменений находящегося в общей долевой собственности земельного участка в связи с уточнением его площади и местоположения границ.
В силу ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
(п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.05.2011г. административный истец Крутских А.Н. является собственником 9/20 долей в праве общедолевой собственности на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1340 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 53. Иных участников общей долевой собственности согласно записям ЕГРП не зарегистрировано (л.д. 87). Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2015г. (л.д. 52).
Как следует из возражений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, земельный участок с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> граничит по сторонам:
(№) — собственник, (№) (дата постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ), согласование не требуется), (№) — не согласована, (№) (дата постановки на (ДД.ММ.ГГГГ), согласование не требуется), (№) – согласована старшим инспектором администрации Отрадненского сельского поселения Новоусманского района (ФИО)12
Вместе с тем, из имеющегося в межевом плане Акта согласования местоположения границы земельного участка (л.д. 84) согласование со смежными правообладателями земельных участков по всему периметру земельного участка (№) было проведено путем опубликования извещения в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре (л.д. 91-92). Таким образом, суд считает, что согласование со смежником земельного участка в точках н2-н3 имело место.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Крутских А. Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании незаконным решения от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, о возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений удовлетворить.
Признать незаконным решение от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской произвести по заявлению Крутских А. Н. от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) государственный кадастровый учет изменений земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый (№) согласно межевому плану (ДД.ММ.ГГГГ). в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской необходимо сообщить в суд, Крутских А.Н. об исполнении решения суда в течение десяти рабочих дней со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2015г.
ДЕЛО № 2-5039/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2015 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе: председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Резюковой Н.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Денисенко А.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Мосейко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Крутских А. Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании незаконным решения от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, о возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений,
у с т а н о в и л:
Крутских А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он подал в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№), а именно установления границ земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№). Решением от (ДД.ММ.ГГГГ) ФГБУ «ФКП реестра» было отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что с заявлением обратилось ненадлежащие лицо, а так же что предоставленный межевой план не соответствует требованиям к подготовке межевого плана.
Считает, что исходя из толкования ст. 20 п. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться любой собственник земельного участка. Кроме того, совместное обращение со вторым собственником не представляется возможным ввиду его фактического отсутствия. На земельном участке установленной общей долевой собственностью фактически зарегистрирован один собственник, а именно Крутских А.Н. Данные обстоятельства подтверждается выпиской из ЕГРП и заключением кадастрового инженера от (ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, указанный участок ранее был единым участком с общей площадью 1340 кв.м. за № (№), адрес: <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Отрадненского сельского поселения Новоуманского района Воронежской области. Первоначальным собственником была (ФИО)3, которая в свою очередь продала 9/20 доли земельного (ФИО)4 согласно договору купли продажи от (ДД.ММ.ГГГГ). № (№). (ФИО)4 было выдано свидетельство на право собственности на землю в 9/20 доли указанного выше земельного участка. (ФИО)3 в свою очередь было выдано свидетельство о праве собственности на принадлежащий остаток земельного участка как частная собственность, общей площадью земельного участка 765, 8 кв.м., а не 11/20 доли. В 2011 году (ФИО)4 продала 9/20 доли земельного Крутских А. Н. (ДД.ММ.ГГГГ) г.р., что подтверждается договором купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельством о государственной регистрации права (ДД.ММ.ГГГГ) за (№)
(ФИО)10 так же продала принадлежащей ей земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 765,8 кв.м. (ФИО)5, что подтверждается договором купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельством о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) года. (ФИО)5 продал указанный земельный участок (ФИО)6 согласно договору купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ). В настоящий момент указанный земельный участок согласно выписки из ЕГРП принадлежит (ФИО)7, имеет кадастровый (№), адрес: <адрес>.
Таким образом, фактически отсутствует собственник 11/20 доли земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№). Крутских А. Н. фактически является единственным зарегистрированным и законным собственником общедолевой собственности земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№), которому принадлежит 9/20 доли указанного земельного участка.
Ссылка ФГБУ «ФКП Росреестра» на то, что нарушен установленный порядок обязательного согласования местоположения границ земельного участка с лицом, обладающим смежным земельным участком не основана на законе.
Информация о втором собственнике долевой собственности земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (№). в ГКН отсутствует, что подтверждается межевым планом и выпиской из ЕГРП. Таким образом, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе заинтересованных лиц. Извещение опубликовано в соответствии с. ч. 8 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
С остальными собственниками смежных участков законодательство не обязывает обязательное согласование.
Согласно межевому плану от (ДД.ММ.ГГГГ) границы двух смежных участков по границам (№) установлены в соответствии с федеральным законодательством, т.е. с собственниками указанных участков согласование не требуется. Остальные смежные участки, в частности (№) не поставлены на кадастровый учет, не имеют кадастрового номера и находятся в введении Новоусманского муниципального района Воронежской области. С Администрацией Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области согласовано.
С учетом принятых судом изменений предмета исковых требований, просит признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> произвести кадастровый учет изменений земельного участка находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый (№), установив границы земельного участка согласно межевому плану от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 120-123).
Административный истец Крутских А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя по доверенности Денисенко А.В.
Представитель административного истца Крутских А.Н. по доверенности Денисенко А.В. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить, пояснила изложенное.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области по доверенности Мосейко К.В. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения (л.д. 53-56).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов учетного дела (№) следует, что 14.04.2014г. Крутских А.Н. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением, в котором просил осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№) в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка (л.д. 93). К заявлению был приложен межевой план от (ДД.ММ.ГГГГ), выполненный кадастровым инженером (ФИО)11 от 14.04.2015г. (л.д. 80-92).
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области (№) от 21.04.2015г. в соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре в осуществлении кадастрового учета отказано (л.д. 96-97). Решение мотивировано тем, что с указанным заявлением обратился один из сособственников общедолевой собственности, что не соответствует ч. 1 ст. 247 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, представленный межевой план не соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а именно, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 36:16:2001010:441 нарушен порядок обязательного согласования местоположения границ земельного участка с лицом, обладающим смежным земельным участком (ч. 3, 4 статьи 39, ч. 2 ст. 40 Закона о кадастре). В представленном разделе «Акт согласования местоположения границы земельного участка» отсутствует личная подпись лица (лиц), обладающего смежным земельным участком по участку границы н2-н3.
Вместе с тем, суд считает, что законных оснований для принятия такого решения у административного ответчика не имелось.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники соответствующих объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 21 ФЗ).
Статья 22 Федерального закона N 221 устанавливает перечень необходимых для кадастрового учета документов, к числу которых относятся: межевой план, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимого имущества, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Из приведенных выше норм права не следует, что для учета изменений объекта недвижимого имущества (земельного участка, находящегося в долевой собственности), требуется соответствующее заявление других участников совместной собственности.
Часть 3 статьи 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит прямого указания на необходимость подачи совместного заявления всеми собственниками земельного участка о государственном кадастровом учете изменений находящегося в общей долевой собственности земельного участка в связи с уточнением его площади и местоположения границ.
В силу ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
(п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.05.2011г. административный истец Крутских А.Н. является собственником 9/20 долей в праве общедолевой собственности на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1340 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 53. Иных участников общей долевой собственности согласно записям ЕГРП не зарегистрировано (л.д. 87). Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2015г. (л.д. 52).
Как следует из возражений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, земельный участок с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> граничит по сторонам:
(№) — собственник, (№) (дата постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ), согласование не требуется), (№) — не согласована, (№) (дата постановки на (ДД.ММ.ГГГГ), согласование не требуется), (№) – согласована старшим инспектором администрации Отрадненского сельского поселения Новоусманского района (ФИО)12
Вместе с тем, из имеющегося в межевом плане Акта согласования местоположения границы земельного участка (л.д. 84) согласование со смежными правообладателями земельных участков по всему периметру земельного участка (№) было проведено путем опубликования извещения в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре (л.д. 91-92). Таким образом, суд считает, что согласование со смежником земельного участка в точках н2-н3 имело место.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Крутских А. Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании незаконным решения от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, о возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений удовлетворить.
Признать незаконным решение от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской произвести по заявлению Крутских А. Н. от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) государственный кадастровый учет изменений земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый (№) согласно межевому плану (ДД.ММ.ГГГГ). в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской необходимо сообщить в суд, Крутских А.Н. об исполнении решения суда в течение десяти рабочих дней со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2015г.